Психологический журнал
Научный рецензируемый журнал, выходит 6 раз в год с 1980 года.
Издается под руководством Отделения общественных наук РАН.
Учредители
- Российская академия наук
Издатель
- Российская академия наук
119991, г. Москва, Ленинский пр., 14.
Главный редактор
чл.-корр. РАО, профессор А.Л. Журавлев
ORCID ID 0000-0002-2555-7599
О журнале
В журнале публикуются статьи по фундаментальным проблемам психологии, ее методологическим, теоретическим и экспериментальным основаниям, а также результаты исследований, связанных с прикладными вопросами общественной и научной жизни.
Концепция
Журнал публикует оригинальные законченные научные работы, выполненные в контексте актуальных проблем в различных областях психологии или находящихся на стыке с ней пограничных дисциплин в различных жанрах:
- теоретические и методологические статьи;
- статьи, описывающие эмпирические исследования;
- новые методические приемы;
- краткие сообщения (описание эмпирических исследований и новых методик);
- обзоры литературы (информационно-аналитические и критико-аналитические);
- материалы по истории психологии,
- а также комментарии к ранее опубликованным материалам и ответы авторов, рецензии на книги, обзоры текущей научной печати, сообщения и отчеты о состоявшихся научных мероприятиях (конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах), научную хронику и информационные материалы, посвященные известным психологам (включая статьи к юбилейным датам и некрологи).
Ключевые направления
- теоретические и методологические проблемы психологии
- социальная психология
- экономическая психология
- юридическая психология
- когнитивная психология
- психология индивидуальных различий
- инженерная психология
- психология труда
- психофизиология
- клиническая психология
- нейропсихология
- кросскультурная и этническая психология
- политическая психология
- психология и Интернет
- психология личности
- психология понимания
- психология развития
- психология речи
- психолингвистика
- психология профессиональной деятельности
- психология субъекта
- психология эмоций
- психофизика
- междисциплинарные исследования
- психотерапия
- методы и методики
- история психологии
- тезаурус психологических понятий
- психологическое консультирование
- сравнительная психология
- дискуссии
- психология и общество
- психология и практика
Индексация
Включен в перечень ВАК.
Свидетельство о регистрации СМИ: № 0110161 от 05.02.1993
Текущий выпуск
Том 46, № 5 (2025)
Теоретические и методологические проблемы психологии
Философско-психологическое знание в России: историко-методологический анализ
Аннотация
В статье рассматривается специальный вид психологического знания – философско-психологический, который исторически возник на основе выделения психологии из философии, а в настоящее время выражается в использовании философских категорий и принципов при решении фундаментальных методологических проблем психологии. Проводится историко-методологический анализ философско-психологического знания на различных этапах его развития в России со второй половины XIX по начало XXI в. Для анализа используются концепции из области философии науки – типология научной рациональности В.С. Степина и типология внутринаучной рефлексии Э.Г. Юдина. Делаются выводы о концептуальных и методологических характеристиках философско-психологического знания, а также о его преемственности в различные исторические периоды.
5-13
Социальная психология
Социально-психологические проблемы интеграции современного российского общества
Аннотация
В статье раскрывается характер влияния специальной военной операции российских войск на Украине на социально-психологические процессы в российском обществе. С одной стороны, отмечается беспрецедентная консолидация ядра общества, с другой стороны, фиксируются явления социальной дезинтеграции на его периферии. Показывается, что изменениям могут подвергаться статусно-ролевая структура, взаимоотношения, эмоциональная атмосфера в семьях ветеранов. Выделяются группы ветеранов по особенностям переживания ими психологических последствий участия в боевых действиях. Обосновывается необходимость социально-психологической реинтеграции российского общества на уровнях всего социума, семей ветеранов боевых действий и самих ветеранов. Обосновывается необходимость комплексной реинтеграции общества, включающей социально-психологическую реадаптацию ветеранов и членов их семей, ресоциализацию ветеранов и их социального окружения, психологическую реабилитацию лиц, подвергшихся боевой и/или психологической травматизации.
14-22
Роль нарративной транспортации в психологическом воздействии кино (на примере изменения предрассудков в отношении мигрантов)
Аннотация
Данное исследование продолжает серию работ, посвященных изучению транспортации – особого состояния вовлеченности и погруженности в нарратив. Цель исследования: изучение роли нарративной транспортации в психологическом воздействии кино на примере изменения предрассудков в отношении мигрантов. В исследовании приняли участие 184 человека (М = 19.21, SD = 1.14, 31% мужчин и 69% женщин). Методики: шкала нарративной транспортации; шкала позитивного аффекта и негативного аффекта, методика для измерения предрассудков в отношении к мигрантам, экспресс-опросник “Индекс толерантности”, опросник эмоциональной эмпатии; шкала потребности в познании; краткая версия Big Five Inventory-2. По данным регрессионного анализа, предикторы нарративной транспортации – позитивный аффект, эмпатия, потребность в познании, толерантность. После просмотра фильма выявлено значимое снижение предрассудков, в первую очередь, связанных с восприятием угроз со стороны мигрантов и в большей степени в группах с высоким уровнем предрассудков до просмотра. В то же время показано, что нарративная транспортация усиливает выраженность изменения предрассудков независимо от их начального уровня. После просмотра художественного фильма, в котором повествуется о сложности жизни мигрантов, отношение к ним улучшилось. Установлено, что чем выше уровень транспортации в фильм, тем больше сдвиг в предрассудках. Эмпатия и позитивный аффект являются наиболее значимыми предикторами нарративной транспортации. Исследование демонстрирует возможности кино как инструмента психологического воздействия, особенно при высокой степени вовлеченности в фильм.
23-31
Национальная культура как историко-психологический феномен (на примере отношения российского населения к советскому Союзу)
Аннотация
В исследовании установлены психологические особенности отношения к СССР пользователей социальных сетей. Выявлено, что, говоря об СССР, пользователи чаще всего обсуждают причины его распада (экономические, политические, социальные), распределение долговых обязательств государства, правопреемников материальных ресурсов, отношения между бывшими его республиками. Показана критика экономической системы СССР, которую пользователи связывают как с современными экономическими достижениями России (атомная, космическая и военная промышленность), так и с острыми проблемами (отсутствие по отдельным направлениям собственных технологических, промышленных и производственных площадок). Представлена и высокая оценка достижений советской науки и искусства, особо эмоционально оцениваются кино и мультфильмы. К дополнительным положениям можно отнести единодушие в негативной оценке отношения государства к религии и наполненности советских учебников идеологическими догмами. Такой характер “наследия” вызывает противоречивое отношение к СССР, что связано прежде всего с политической системой и экономикой, подавлявшей частнособственнические интересы населения. С психологической точки зрения основные позиции устройства государства – система управления, качество жизни, экономика, идеология, причины распада и т.п. – оцениваются крайне эмоционально и по-разному, такого рода обсуждения зачастую переходят в дискуссии, порой высказываются мнения, прямо противоречащие друг другу. Если говорить именно о “практически единогласной оценке” того периода, то выделяются четыре ведущих позиций: 1) СССР как государство перестало существовать с конца 1991 г.; 2) Россия является единственной правопреемницей СССР по международным долгам и ядерному оружию; 3) СССР, наравне с США, был одной из двух мировых сверхдержав, оказывавших влияние на развитие международных отношений и процессов; 4) СССР активно участвовал в военных конфликтах и обладал значительной военной мощью. В целом же отношение к СССР можно определить как умеренно негативное.
32-42
Психология личности
Роль эмпатии и эмоционального интеллекта в регуляции морального выбора
Аннотация
Статья посвящена изучению роли эмоциональных компонентов в регуляции принятия решений на материале вербальных задач, моделирующих ситуации морального выбора. Цели исследования: 1) выявление взаимосвязей эмпатии и эмоционального интеллекта с уровнями морального развития личности; 2) определение роли апелляции к эмоциональному компоненту через характеристики персонажа ситуации (“добрый – злой”) в предпочтении выбора в моральных дилеммах. Предложены гипотезы о положительной связи эмпатии и показателей эмоционального интеллекта (ЭИ) с переходом к стадии автономной морали, а также о влиянии заданной характеристики персонажа на предпочтение выбора альтернатив, соответствующих стадиям автономной морали. В исследовании приняли участие 202 студента университета (37 мужчин, 165 женщин) в возрасте 18–35 лет (Med = 21.5, SD = 5.6). Применялись психодиагностические методики: “Опросник когнитивной и аффективной эмпатии”, тест ЭмИн (“Эмоциональный интеллект”) и опросник “Справедливость – Забота”. 102 человека из выборки (12 мужчин, 90 женщин, Med = 20.8, SD = 3.8) участвовали в решении вербальных задач. Шесть задач были разработаны по типу моральных дилемм и предполагали выбор из альтернатив, соответствующих разным стадиям автономной морали; в двух сериях они различались по фактору персонажа – “добрый” и “злой”. Установлено, что указание на “злого” персонажа статистически значимо увеличивает частоту выбора альтернатив, соответствующих доконвенциональной стадии морального развития (гедонистическая ориентация или ориентация на наказание/поощрение). В задачах с “добрым” персонажем испытуемые чаще выбирали альтернативы, соответствующие более высоким стадиям автономной морали. Установлены значимые различия в выборах альтернатив в зависимости от характеристик персонажей в ситуации моральных дилемм и положительная связь выбора поведения с эмпатией и эмоциональным интеллектом.
43-53
Психофизиология
Психологические особенности индивидов с разным соотношением тканей тела
Аннотация
Проблема индивидуальных вариаций общеорганизменной организации опыта является одной из актуальных в ряде областей психологии, в частности психофизиологии. Цель исследования состояла в оценке выраженности показателей “24 сильных сторон личности” у индивидов с различным соотношением показателей состава тела. Проверялись гипотезы о возможности выделения групп участников исследования на основе различных соотношений показателей состава тела и паттерна 24 сильных сторон личности. Участники исследования (N = 145; от 18 до 35 лет, Med = 19 лет) заполняли тестовую методику “24 сильные стороны личности” (VIA-24), после чего проводился многофазный анализ биоэлектрического импеданса. При помощи двухступенчатого кластерного анализа выделены 3 группы участников исследования, различающиеся соотношением показателей состава тела: “с преобладанием жировой ткани”, “с преобладанием мышечной ткани” и “смешанная группа”. При оценке распределения величин показателей VIA-24 в этих группах установлено, что они имеют различный паттерн сторон личности VIA-24, что указывает на неодинаковые способы достижения психологического благополучия. Полученные результаты рассматриваются на основе представления о том, что описание состава тела и сильных сторон личности характеризуют организацию опыта индивидов, представленного общеорганизменными функциональными системами, включающими в себя клетки различной морфологической принадлежности.
54-63
Методы и методики
Искусственный интеллект в деятельности психолога: пример анализа вербальных прогнозов. Часть 2.
Аннотация
В статье продемонстрирована возможность применения таких систем искусственного интеллекта, как Большие языковые модели, к качественному анализу вербальных прогнозов. Целью психологического исследования было рассмотреть прогнозы участников в широком контексте классификаций предвосхищаемых событий в отношении к индивидуально представляемому будущему. Схема эксперимента включала прогнозирование в свободных высказываниях участниками (n = 149) “невероятных, возможных, невозможных” событий. Выборку представляли китайские участники, давшие онлайн свободные описания таких событий. Соответственно трем условиям получено 447 вербальных прогнозов. Их анализ посредством представленной в первой нашей статье метамодели продвинутого рассуждения o1-preview выявил несколько значимых различий в частотах прогнозов для трех условий при категоризации высказываний, прогнозирующих будущее в контексте возможных, невозможных и маловероятных событий. 11 параметров – критериев классификации прогнозируемых событий – показали значимые различия, включая невозможные/сюрреалистические события, реалистичные ожидания, фантастические сценарии, творческое мышление, фактологическое мышление, повседневную рутину, элементы научной фантастики, элементы антиутопии, сверхъестественные события, влияния культуры, индуктивные рассуждения. Полученные результаты имеют значение для разработки гибридных методологий исследований с участием человека и ИИ и более широкого понимания искусственных когнитивных систем как инструментов для расширения аналитических возможностей человека.
64-75
История психологии
Психология в контексте «Павловской» сессии и ее последствий
Аннотация
В данной статье авторы продолжают историко-психологическое исследование важного для советских ученых (и психологов) события – 75-летие объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения академика И.П. Павлова (28 июня – 4 июля 1950 г.). На основе вышедшего стенографического отчета авторы уже писали о том, что происходило на сессии, о чем были доклады ведущих психологов страны и как психологи пытались осмыслить итоги “павловский” сессии. В данной статье фокус внимания сосредоточен на “близких” по времени последствиях в психологии, т.е. сразу после сессии и до 1955 г., когда готовилось III Всероссийское совещание по психологии. Авторы показали динамику дискуссии по вопросам отношения физиологии высшей нервной деятельности и психологии, кто был выразителем и проводником “генеральной линии партии” в психологии, на какие основные вопросы науки делались акценты. Данное исследование не закончено, оно имеет вполне четкие перспективы, отмеченные Совещанием по философским вопросам физиологии высшей нервной деятельности и психологии в 1962 г.
76-85
Научно-экспериментальная психология В.М. Бехтерева (к 140-летию создания первой в России психофизиологической лаборатории)
Аннотация
В.М. Бехтерев, основатель экспериментальной психологии в России (1885) и журнала “Неврологический вестник” (1893), избрал психиатрию, которая давала ему возможность воплотить в теории и на практике принцип своей профессиональной жизни — познать человека и помочь ему. В созданной им психофизиологической лаборатории в Казанском университете комплексно, объективными методами исследовались рефлексологические процессы мозга. В работе “Сознание и его границы” (Казань, 1888) психологически осмысленный феномен “сознание” он впервые представил многообразием форм, имеющих уровневую выстроенность; актуализацией “светлой” и “темной”, “общей” и “личной” сторон сознания; разрушающим эффектом (“обратный метаморфоз”). Модельное отражение организации сознания Бехтерева с его пространственно-временным, духовно-личностным и рефлексивным уровнями в нашей интерпретации имеет прямое соотнесение с бытийным, духовным и рефлексивным слоями сознания в современной трактовке. Его закон взаимодействия подтвержден в процессе гипноза, в экспериментах с участниками “собирательной личности” и имеет эвристическое значение для современной психологии. Продолжение идей Бехтерева в деятельности психологов Казанского университета теоретически проявляется в создании и экспериментальном подтверждении моделей: человека как субъекта саморегуляции (саморазвития), ментальной репрезентации психических состояний, виртуального поведения в социальных сетях. В 75–85% эффективность модели виртуального поведения подтверждена анализом материалов сотен тысяч пользователей, осуществленного психологами и специалистами IT-технологий. Практические действия по преодолению трудностей и оказанию психологической помощи студентам и сотрудникам университета реализованы сотрудниками лабораторий “Психологических проблем высшей школы”, “Безопасности образовательной среды”, “Психологической клиники”.
86-96
Памятные даты
Выдающийся психолог-эволюционист: 120-летие со дня рождения Н.А. Тих
Аннотация
Нина Александровна Тих (1905–1983) – эволюционный, сравнительный психолог, которая занимает особое место в истории Петербургской школы. Ее классические исследования вписаны в историю Петербургской школы, основателем которой был Владимир Михайлович Бехтерев. Проектируя и осуществляя комплексные исследования человека, В.М. Бехтерев, а вслед за ним Б.Г. Ананьев, принципиально включали в свои научно-исследовательские программы сравнительную, эволюционную психологию1. Принцип развития является незыблемым в Петербургской психологической школе, изучающей человека в онтогенезе и на жизненном пути, в филогенезе и в связи с историей общества. В Петербургской школе сравнительная психология была представлена в исследованиях, педагогическом процессе и в институциях. Н.А. Тих в течение многих лет изучала проблему происхождения человека и его сознания, проводила сравнительные исследования развития младенцев и детенышей обезьян, изучала стадную жизнь приматов как предысторию человеческого общества. Труды Н.А. Тих – значительный вклад не только в отечественную, но и в мировую сравнительную, эволюционную психологию. Эта важная фундаментальная научная дисциплина в настоящее время в Петербургской психологической школе сохраняется только как учебный предмет. Имя Н.А. Тих мало известно современному читателю. Цель статьи – кратко описать и оценить исследования и достижения Н.А. Тих в области эволюционной, сравнительной психологии, зоопсихологии, антропологии в контексте истории Петербургской психологической школы и ее будущего.
97-105
Выдающийся психолог между прошлым и будущим (к 70-летию В.Н. Дружинина)
Аннотация
Статья приурочена к юбилею выдающегося отечественного психолога В.Н. Дружинина (1955–2001). Отмечается вклад ученого в различные области психологической науки, показано, что высказанные идеи получили развитие в современной российской психологии. В статье обсуждается стиль научного творчества В.Н. Дружинина, качества исследователя, позволившие ему добиться впечатляющих результатов. Отмечается, что наиболее важными считаются исследования, посвященные психодиагностике, обоснованию ресурсного подхода к пониманию природы интеллекта, разработке концепции природы творческих способностей, а также описание вариантов индивидуальной жизнедеятельности в терминах экзистенциальных переживаний человека и индивидуальных концепций собственной жизни, разработки в области экспериментальной психологии и психологии семьи. В настоящее время значимыми являются разработки В.Н. Дружинина, которые можно квалифицировать как авторскую философию психологии. Предлагается эскиз философии психологии, намеченной в работах ученого. Отмечается, что в работах, опубликованных ученым, содержится значительное количество идей, не получивших детальной проработки. В статье фиксируется, что начатая В.Н. Дружининым и его соратниками работа по перестройке системы психологического знания и психологического образования, не была завершена в связи с его трагическим и безвременным уходом из жизни.
106-114
Дискуссия
Динамичность традиций: необходимость или случайность?
Аннотация
Статья представляет собой реплику в рамках дискуссии, посвященной проблеме исследований традиции как механизма преемственности психологических знаний, предложенной в публикации Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева. Отмечается доминирующая ось “содержание–функционирование” в рассмотрении традиции, предлагаемом авторами. В данном материале акцентируется внимание на необходимости включения в научное рассмотрение оси “происхождение–целесообразность” традиции как собственно исторического или психолого-исторического плана в ее изучении. Отмечается значимость и своевременность поднятой проблемы особенно для сферы профессионального образования.
115-120
К вопросу о методах выявления научных традиций в психологии
Аннотация
Статья является репликой в дискуссии, развернувшейся на страницах журнала, о научных традициях в психологии как одного из механизмов преемственности (Ю.Н. Олейник, А.Л. Журавлев “Научные традиции как механизм преемственности психологического познания”, Психологический журнал, 2024, № 3–4). В статье сделан акцент на методах выявления научных традиций, выдвинуто предположение, что методы, разработанные и апробированные для выявления научных школ, могут быть полезны и при выявлении научных традиций. Показана возможность применения анкетирования экспертов для выявления традиций. Качественный анализ институциональных форм выявленных традиций и специфики деятельности их представителей подкрепил предположение о существовании различных традиций в военной психологии, различающихся методологическими установками и методическим аппаратом, институциями и особенностями деятельности. Отмечено, что для корректного подбора методического аппарата для выявления и фиксации научных традиций необходимо дифференцировать концепты “научная школа” и “научная традиция”.
121-125
Единство в разнообразии или разнообразие в единстве: о “ландшафте” современной российской психологии
Аннотация
В статье обсуждается коллективная монография “Научные подходы в современной отечественной психологии” (2023). Обосновывается актуальность и востребованность подобной публикации на основе альметрик РИНЦ. Предлагается рассматривать научный подход как методологическую единицу анализа истории и состояния психологического знания и дополнить в качестве его характеристики указание на предметную направленность или ориентированность. Высказывается пожелание дальнейшего развития теоретико-методологических и историко-научных разработок по выявлению концептуального ядра, объединяющего некоторые из представленных в монографии подходов, на основе сетевого подхода или выявления их соотнесенности с отечественными научными традициями. В качестве практической значимости обсуждаемой монографии указывается опора на нее при обучении профессиональных психологов и повышении их методологической подготовленности.
126-131
Научная жизнь
Рецензия на книгу: Жуков В.Н. Бессознательное и власть: классический психоанализ: монография. – М.: Юнити-Дана, 2024. – 504 с.
Аннотация
Монография представляет собой своеобразную попытку проанализировать достижения психоаналитического подхода в изучении проблем власти. Книга наглядно демонстрирует, что рационализм и научно-технический прогресс не обязательно приводят к социальному прогрессу в организации общественных отношений в интересах всестороннего благополучия и развития человека, поскольку социальное взаимодействие в значительной мере определяется укорененными в психике бессознательными влечениями и вытесненными в бессознательное психотравматическими событиями, пережитыми человечеством в филогенезе и человеком в онтогенезе. Более того, анализ произведений ряда ученых, обращавшихся к вопросам бессознательного при исследовании проблем общества и власти, показывает, что идеологические ориентиры западного общества, подобные теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.), в настоящий момент утрачивают свою актуальность в связи с потерей в “массовом обществе” не только субъектности, но и индивидуальности у большинства тех, кто мог бы договариваться. В.Н. Жуков показывает, как концепции общества и власти адаптируются под изменяющиеся социальные реалии, но неизменным в них остается влияние бессознательных влечений и механизмов на социальное поведение, на стремление к власти и стремление подчиниться ей. Логика монографии выстроена как переход от общих исторических аспектов развития идей психоанализа, от базовых положений З. Фрейда к прикладным концепциям власти середины ХХ в. Рассматривая идеи различных авторов о сущности человека, культуре, религии, агрессии, психологии масс, автор переходит к применению этих положений к прикладным вопросам власти в древних сообществах и современных условиях. В книге прослеживается эволюция идей о бессознательных механизмах власти (З. Фрейд, К.Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм, Г. Маркузе, С. Московичи). Важнейшими для понимания содержания психоаналитических представлений о связи бессознательного и власти являются, на наш взгляд, положения, содержащиеся в главе 3 “Культура”, которые связывают классический психоанализ и социологию. В ней автор анализирует гипотезы З. Фрейда о переходе абсолютной власти первобытных праотцов, основанной на насилии и страхе, к сообществу братьев после убийства праотца и соответствующем переходе к тотемизму со сводом правил и запретов, а затем и к религии, в которых представлена фигура праотца, память о его убийстве и вина за это, компенсируемая или смягчаемая тем или иным образом. Подчеркнуты параллели, проведенные З. Фрейдом в этом плане между онтогенетическим и филогенетическим развитием. Представлена важная для регулирования отношений человека с властью гипотеза З. Фрейда о механизме замене удовольствия, получаемого от реализации влечения, на его суррогат, связанный с реализацией установок, зафиксированных в “сверх Я”, особенно если это связано с преодолением трудностей и соблазнов. Происхождение этого механизма объясняется закрепленным в детстве опытом получения похвалы за соблюдение предписаний и прежде всего запретов, полученных от значимых взрослых.
132-135
XV ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ЛЮДИ И РИСКИ”
Аннотация
6–7 июня 2025 г. в Саратовском национальном исследовательском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского состоялась XV Всероссийская научно-практическая конференция “Организационная психология: люди и риски”. Конференция собрала более ста участников из российских университетов и была приурочена к 15-летию факультета психологии и 50-летию кафедры психологии СГУ им. Н. Г. Чернышевского. Программа конференции включала две пленарные сессии, три круглых стола и мастер-класс. Особенностью юбилейной конференции стало включение в ее программу трех круглых столов: круглого стола руководителей российских организаций и вернувшихся на рабочие места участников СВО, круглого стола российских разработчиков психодиагностических методик и психотехнологий работы с персоналом организаций, а также круглого стола лучших молодых исследователей – организационных психологов из различных российских университетов с результатами своих новых исследований. Конференция стала значимым событием как для ученых, так и для практиков. Она позволила сформулировать актуальную повестку приоритетных исследований и разработок в интересах российских организаций, работающих в сложных условиях специальной военной операции, и объединила усилия академической науки, практикующих психологов и руководителей предприятий.
136-142
Наши юбиляры
Рубену Вазгеновичу Агузумцяну – 80 лет
143-144
Тахиру Юсуповичу Базарову – 70 лет
145-146
Некрологи
Владимир Александрович Пономаренко
147-148





