Philosophical-psychological knowledge in Russia: historical-methodological analysis

封面

如何引用文章

全文:

开放存取 开放存取
受限制的访问 ##reader.subscriptionAccessGranted##
受限制的访问 订阅或者付费存取

详细

The article examines a special type of psychological knowledge – philosophical-psychological one, which historically arose on the basis of the separation of psychology from philosophy, and currently uses philosophical categories and methods in solving fundamental methodological problems of psychology. A historical and methodological analysis of philosophical and psychological knowledge is carried out at various stages of its development in Russia from the second half of the 19th to the beginning of the 21st century. For the analysis, concepts from the field of philosophy of science are used – the typology of scientific rationality by V.S. Stepin and the typology of intra-scientific reflection by E.G. Yudin. Conclusions are made about the conceptual and methodological characteristics of philosophical and psychological knowledge, as well as its continuity in different historical periods.

作者简介

A. Kostrigin

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

编辑信件的主要联系方式.
Email: artdzen@gmail.com
129366, Moscow, Yaroslavskaya str., 13, bldn. 1, Russia.

参考

  1. Абульханова К.А. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 26–45.
  2. Артемьева О.А. Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 18 (20). С. 153–169.
  3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972.
  4. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Петровский В.А., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Методология психологии: проблемы и перспективы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.
  6. Гребенюк А.А. Метамодернистская психология: психолого-философский анализ возможности развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6. № 3. С. 67–76.
  7. Гусельцева М.С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Прогресс психологии: критерии и признаки. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 13–31.
  8. Джиоева О.Ф., Кобесашвили Н.Л., Лолаева Д.Т. Философские проблемы психологии. Ульяновск: Зебра, 2021.
  9. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.
  10. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Психологическая теория С.Л. Рубинштейна: историко-методологический анализ // Философское наследие С.Л. Рубинштейна: сборник материалов Международного круглого стола. М.: РУДН, 2025. С. 47–63.
  11. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.
  12. Зенько Ю.М. Православная антропология и психология в практическом изложении. СПб.: Изд-во Олега Бышко, 2019.
  13. Костригин А.А. Российская философская психология второй половины XIX в.: направления, персоналии, проблемы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2024.
  14. Куразов И.Ф. Причины и характер кризиса современной психологии // Методология советской психологии в период открытого кризиса: Антология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022. С. 436–452.
  15. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 95–108.
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  17. Мазилов В.А. Предмет психологической науки и философия психологии // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН, 2017. С. 108–115.
  18. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль: МАПН, 1998.
  19. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1969.
  20. Методология советской психологии в период открытого кризиса: Антология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022.
  21. Мочалов Е.В., Кузьменкова Д.И. Психолого-философский анализ самоактуализации личности: теоретический аспект // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13. № 7-1. С. 14–22.
  22. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  23. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  24. Рубинштейн С.Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 6–17.
  25. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 68–90.
  26. Серова О.Е. Нравственные смыслы философской психологии И.В. Киреевского // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 2. С. 69–81.
  27. Снегирев В.А. Психология. Харьков: Тип. А. Дарре, 1893.
  28. Стоюхина Н.Ю. Религиозно-философский психолог М.С. Григоревский и педагогическая психология // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. T. 15. С. 2501–2505.
  29. Стрюковский В.И. Научная рефлексия и социальное управление // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2012. № 2. С. 120–131.
  30. Франк С.Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М.: Г.А. Леман и С.М. Сахаров, 1917.
  31. Челпанов Г.И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб.: Мир Божий, 1900.
  32. Шадриков В.Д. Возвращение души. Теоретические основания и методология психологической науки. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.
  33. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5–14.
  34. Южанинова А.Л. Родоначальник саратовской университетской психологической школы С.Л. Франк (к 145-летию ученого) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23. № 1. С. 85–93.
  35. Юревич А.В. Психология и методология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2025