Философско-психологическое знание в России: историко-методологический анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается специальный вид психологического знания – философско-психологический, который исторически возник на основе выделения психологии из философии, а в настоящее время выражается в использовании философских категорий и принципов при решении фундаментальных методологических проблем психологии. Проводится историко-методологический анализ философско-психологического знания на различных этапах его развития в России со второй половины XIX по начало XXI в. Для анализа используются концепции из области философии науки – типология научной рациональности В.С. Степина и типология внутринаучной рефлексии Э.Г. Юдина. Делаются выводы о концептуальных и методологических характеристиках философско-психологического знания, а также о его преемственности в различные исторические периоды.

Об авторах

А. А. Костригин

ФГБУН Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: artdzen@gmail.com
129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, корп. 1, Россия.

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Философско-психологическое наследие С.Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 26–45.
  2. Артемьева О.А. Социальная биография русской духовной психологии (историко-психологический анализ) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2011. № 18 (20). С. 153–169.
  3. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Наука, 1972.
  4. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Петровский В.А., Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Методология психологии: проблемы и перспективы. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2022.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982.
  6. Гребенюк А.А. Метамодернистская психология: психолого-философский анализ возможности развития // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2020. Т. 6. № 3. С. 67–76.
  7. Гусельцева М.С. Понятие прогресса и модели развития психологической науки // Прогресс психологии: критерии и признаки. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2009. С. 13–31.
  8. Джиоева О.Ф., Кобесашвили Н.Л., Лолаева Д.Т. Философские проблемы психологии. Ульяновск: Зебра, 2021.
  9. Журавлев А.Л. Особенности междисциплинарных исследований в современной психологии // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 15–32.
  10. Журавлев А.Л., Костригин А.А. Психологическая теория С.Л. Рубинштейна: историко-методологический анализ // Философское наследие С.Л. Рубинштейна: сборник материалов Международного круглого стола. М.: РУДН, 2025. С. 47–63.
  11. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Системно-сетевая организация современных понятий психологии (на примере разработок сотрудников Института психологии РАН) // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 3. С. 5–14.
  12. Зенько Ю.М. Православная антропология и психология в практическом изложении. СПб.: Изд-во Олега Бышко, 2019.
  13. Костригин А.А. Российская философская психология второй половины XIX в.: направления, персоналии, проблемы. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2024.
  14. Куразов И.Ф. Причины и характер кризиса современной психологии // Методология советской психологии в период открытого кризиса: Антология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022. С. 436–452.
  15. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. С. 95–108.
  16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  17. Мазилов В.А. Предмет психологической науки и философия психологии // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития. М.: Изд-во “Институт психологии РАН, 2017. С. 108–115.
  18. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль: МАПН, 1998.
  19. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1969.
  20. Методология советской психологии в период открытого кризиса: Антология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2022.
  21. Мочалов Е.В., Кузьменкова Д.И. Психолого-философский анализ самоактуализации личности: теоретический аспект // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2024. Т. 13. № 7-1. С. 14–22.
  22. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.
  23. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.
  24. Рубинштейн С.Л. Вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1955. № 1. С. 6–17.
  25. Рубинштейн С.Л. Философские корни экспериментальной психологии // Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 68–90.
  26. Серова О.Е. Нравственные смыслы философской психологии И.В. Киреевского // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 2. С. 69–81.
  27. Снегирев В.А. Психология. Харьков: Тип. А. Дарре, 1893.
  28. Стоюхина Н.Ю. Религиозно-философский психолог М.С. Григоревский и педагогическая психология // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. T. 15. С. 2501–2505.
  29. Стрюковский В.И. Научная рефлексия и социальное управление // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2012. № 2. С. 120–131.
  30. Франк С.Л. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. М.: Г.А. Леман и С.М. Сахаров, 1917.
  31. Челпанов Г.И. Мозг и душа: критика материализма и очерк современных учений о душе. СПб.: Мир Божий, 1900.
  32. Шадриков В.Д. Возвращение души. Теоретические основания и методология психологической науки. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2021.
  33. Шадриков В.Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5–14.
  34. Южанинова А.Л. Родоначальник саратовской университетской психологической школы С.Л. Франк (к 145-летию ученого) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23. № 1. С. 85–93.
  35. Юревич А.В. Психология и методология. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2005.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025