К вопросу о методах выявления научных традиций в психологии
- Авторы: Елисеева И.Н.1
-
Учреждения:
- АНО ВО “Московский гуманитарный университет”
- Выпуск: Том 46, № 5 (2025)
- Страницы: 121-125
- Раздел: Дискуссия
- URL: https://stomuniver.ru/0205-9592/article/view/696890
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959225050138
- ID: 696890
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья является репликой в дискуссии, развернувшейся на страницах журнала, о научных традициях в психологии как одного из механизмов преемственности (Ю.Н. Олейник, А.Л. Журавлев “Научные традиции как механизм преемственности психологического познания”, Психологический журнал, 2024, № 3–4). В статье сделан акцент на методах выявления научных традиций, выдвинуто предположение, что методы, разработанные и апробированные для выявления научных школ, могут быть полезны и при выявлении научных традиций. Показана возможность применения анкетирования экспертов для выявления традиций. Качественный анализ институциональных форм выявленных традиций и специфики деятельности их представителей подкрепил предположение о существовании различных традиций в военной психологии, различающихся методологическими установками и методическим аппаратом, институциями и особенностями деятельности. Отмечено, что для корректного подбора методического аппарата для выявления и фиксации научных традиций необходимо дифференцировать концепты “научная школа” и “научная традиция”.
Ключевые слова
Об авторах
И. Н. Елисеева
АНО ВО “Московский гуманитарный университет”
Автор, ответственный за переписку.
Email: eliseevain2018@mail.ru
111396, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Россия.
Список литературы
- Артемьева О.А. Возможности историко-психологического исследования научных традиций // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 1. С. 108–112.
- Будилова Е.А. Полемика о психологическом эксперименте на Всероссийских съездах по педагогической психологии / История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России; отв. ред.: Б.Ф. Ломов, Е.А. Будилова, В.А. Кольцова. М.: Наука, 1990. С. 76–86.
- Дерюгин Ю.И. Некоторые психологические проблемы ликвидации последствий землетрясения в Армении // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 129–134.
- Ждан А.Н. Национальное начало в развитии науки: исследовательские традиции отечественной психологии в сопоставлении с всемирной научной мыслью // История отечественной и мировой психологической мысли: ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее / Отв. ред.: А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 32–36.
- Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Анализ современных понятий в психологии: ответ участникам дискуссии // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 1. С. 114–123.
- Журавлев А.Л., Нестик Т.А., Юревич А.В. Прогнозирование и его перспективы в психологической науке (ответ участникам дискуссии) // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 118–125.
- Клыпа О.В. Историко-психологический аспект изучения феномена научного наследия // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 2. С. 110–115.
- Кольцова В.А. Научная дискуссия как предмет системного исследования / Современная психология: состояние и перспективы: тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН, посвященной 30-летию института, Москва, 28–29 января 2002 года; отв. ред.: А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 45–48.
- Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Научные традиции в контексте современного историко-психологического познания // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 1. С. 113–118.
- Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Ч. 2. Проблемы, подходы и перспективы исследования // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 4. С. 5–15.
- Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные школы как феномен в современной психологии: старые проблемы и новые вопросы / Ярославская психологическая школа: история, современность, перспективы: сборник материалов Всероссийской научной конференции, Ярославль, 08–20 октября 2020 года; отв. редактор А.В. Карпов. Ярославль: Филигрань, 2020. С. 81–87.
- Олейник Ю.Н., Журавлев А.Л. Научные традиции как механизм преемственности психологического познания. Ч. Состояние и трудности изучения // Психологический журнал. 2024. Т. 45. № 3. С. 5–24.
- Решетников М.М., Баранов Ю.А., Мухин А.П., Чермянин С.В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 125–128.
- Старенченко Ю.Л., Дианова Н.Л., Мамаева С.А. и др. Вклад военно-научных школ и направлений Военно-медицинской академии в развитие отечественной военной психологии // Гуманитарный военный журнал. 2025. Т. 1. № 1. С. 17–30.
- Южанинова А.Л. Традиции и преемственность психологического познания и знания // Психологический журнал. 2025. Т. 46. № 2. С. 130–134.
Дополнительные файлы


