Book review: Zhukov V.N. The Unconscious and Power: Classical Psychoanalysis: A Monograph

Cover Page

Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

Монография представляет собой своеобразную попытку проанализировать достижения психоаналитического подхода в изучении проблем власти. Книга наглядно демонстрирует, что рационализм и научно-технический прогресс не обязательно приводят к социальному прогрессу в организации общественных отношений в интересах всестороннего благополучия и развития человека, поскольку социальное взаимодействие в значительной мере определяется укорененными в психике бессознательными влечениями и вытесненными в бессознательное психотравматическими событиями, пережитыми человечеством в филогенезе и человеком в онтогенезе. Более того, анализ произведений ряда ученых, обращавшихся к вопросам бессознательного при исследовании проблем общества и власти, показывает, что идеологические ориентиры западного общества, подобные теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.), в настоящий момент утрачивают свою актуальность в связи с потерей в “массовом обществе” не только субъектности, но и индивидуальности у большинства тех, кто мог бы договариваться. В.Н. Жуков показывает, как концепции общества и власти адаптируются под изменяющиеся социальные реалии, но неизменным в них остается влияние бессознательных влечений и механизмов на социальное поведение, на стремление к власти и стремление подчиниться ей. Логика монографии выстроена как переход от общих исторических аспектов развития идей психоанализа, от базовых положений З. Фрейда к прикладным концепциям власти середины ХХ в. Рассматривая идеи различных авторов о сущности человека, культуре, религии, агрессии, психологии масс, автор переходит к применению этих положений к прикладным вопросам власти в древних сообществах и современных условиях. В книге прослеживается эволюция идей о бессознательных механизмах власти (З. Фрейд, К.Г. Юнг, В. Райх, Э. Фромм, Г. Маркузе, С. Московичи). Важнейшими для понимания содержания психоаналитических представлений о связи бессознательного и власти являются, на наш взгляд, положения, содержащиеся в главе 3 “Культура”, которые связывают классический психоанализ и социологию. В ней автор анализирует гипотезы З. Фрейда о переходе абсолютной власти первобытных праотцов, основанной на насилии и страхе, к сообществу братьев после убийства праотца и соответствующем переходе к тотемизму со сводом правил и запретов, а затем и к религии, в которых представлена фигура праотца, память о его убийстве и вина за это, компенсируемая или смягчаемая тем или иным образом. Подчеркнуты параллели, проведенные З. Фрейдом в этом плане между онтогенетическим и филогенетическим развитием. Представлена важная для регулирования отношений человека с властью гипотеза З. Фрейда о механизме замене удовольствия, получаемого от реализации влечения, на его суррогат, связанный с реализацией установок, зафиксированных в “сверх Я”, особенно если это связано с преодолением трудностей и соблазнов. Происхождение этого механизма объясняется закрепленным в детстве опытом получения похвалы за соблюдение предписаний и прежде всего запретов, полученных от значимых взрослых. 

About the authors

S. V. Gornostaev

Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: stanislavrz@yandex.ru
390000, Ryazan, Sennaya str. 1, Russia

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Russian Academy of Sciences