Стандартизация подготовки специалистов гигиенического профиля: проблемы и пути решения
- Авторы: Кучма В.Р.1,2,3
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
- ФГAУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья
- Выпуск: Том 97, № 11 (2018)
- Страницы: 1015-1019
- Раздел: ПРОБЛЕМНЫЕ СТАТЬИ
- Статья опубликована: 20.10.2020
- URL: https://stomuniver.ru/0016-9900/article/view/640444
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-11-1015-19
- ID: 640444
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Действующий профессиональный стандарт не в полной мере учитывает различные виды экономической деятельности, в которых работают или могут работать специалисты медико-профилактического профиля.
Материал и методы. Работа является экспертно-аналитической. В качестве материалов исследования использовались паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», законодательные и нормативно-правовые документы в сфере экономических видов деятельности и осуществления санитарно-эпидемиологических мероприятий.
Результаты. Основными видами экономической деятельности, в которых востребован специалист медико-профилактического профиля, являются деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы, больничных организаций, санаторно-курортных организаций; дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования; оценка условий труда; испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ; испытания и анализ в области гигиены питания; испытания и анализ физико-механических свойств материалов и веществ; экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; мониторинг загрязнения окружающей среды.
Профессиональный стандарт специалиста гигиенического профиля содержит актуальные обобщённые и конкретные трудовые функции, соответствующие трудовые действия, необходимые умения, знания, обеспечивающие специалисту успешность в профессии, а работодателю — выполнение требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Обобщённые трудовые функции специалиста гигиенического профиля: санитарно-эпидемиологическая диагностика — деятельность по установлению соответствия (несоответствия) требованиям законодательства Российской Федерации в сфере здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, технического регулирования, охраны труда; деятельность по организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; организация и проведение социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологической оценки риска воздействия факторов среды обитания на здоровье человека; организация, управление деятельностью учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Заключение. Действующий профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» нуждается в пересмотре в целях возможного его применения для всех врачей медико-профилактического профиля.
Об авторах
Владислав Ремирович Кучма
ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет); ФГAУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья
Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchmavr@nczd.ru
Член-корреспондент РАН, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета Сеченовского Университета Минздрава России; заместитель директора по научной работе ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, Москва.
e-mail: kuchmavr@nczd.ru
РоссияСписок литературы
- Попова А.Ю., Хурцилава О.Г., Мельцер А.В., Пронина А.А., Аристова Т.И., Трегубова Е.С., Ерастова Н.В. Профессиональный стандарт как инструмент регулирования деятельности специалистов медико-профилактического направления. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 376-382.
- Хизгияев В.И., Брико Н.И., Кучма В.Р., Мельниченко П.И., Гордеева Т.И., Волкова Н.А. Стандарт специалиста в области медико-профилактического дела как основа подготовки и деятельности в сфере медицинской профилактики. Гигиена и санитария. 2017; 96(4): 382-387.
- Онищенко Г.Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2012; 4: 4-12.
- Онищенко Г.Г. Актуальные задачи гигиенической науки и практики в сохранении здоровья населения. Гигиена и санитария. 2015; 3: 5-10.
- Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В., Кирьянов Д.А., Сбоев А.С. Научно-методические подходы к классификации хозяйствующих субъектов по риску причинения вреда здоровью граждан для задач планирования контрольно-надзорных мероприятий. Анализ риска здоровью. 2014; (4): 4-13.
- Ракитский В.Н. Проблемы современной гигиены. Гигиена и санитария. 2015; 4: 4-7.
- Русаков Н.В., Русакова Е.В. Неинфекционная эпидемиология и гигиена окружающей среды в охране здоровья населения. Здоровье населения и среда обитания. 2015; 6: 4-7.
- Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Врач по гигиене детей и подростков - новое действующее лицо школьного здравоохранения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012; 2: 4-8.
- Кучма В.Р., ред. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.
- Кучма В.Р., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария. 2015; 6: 66-70.
- Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2013. 379 с.
- Кучма В.Р., ред. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2016. 610 с.
Дополнительные файлы
