Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Психологическая готовность выпускников средних медицинских учебных заведений к выполнению их профессиональных обязанностей в России практически не изучена, тогда как в зарубежной литературе этому вопросу посвящено множество исследований. Цель – исследовать психологическую готовность будущих выпускников Санкт-Петербургского Фельдшерского колледжа с начальной целью выявления наблюдаемых статистических закономерностей, в том числе на основе феноменологического подхода.

Материал и методы. Опрошено 54 студента обоего пола, обучающихся в Фельдшерском медицинском колледже по программе среднего специального образования «Медсестринское дело». Все участники заполнили опросники, составленные по тестам, модифицированным на основе феноменологического подхода: тест тревожности по Спилбергеру, тест уровня субъективного контроля по шкале интернальности, феноменологическое интервью по Кораблиной Е.П. Статистическую обработку проводили с применением таблиц сопряжённости с проверкой зависимости/независимости от возрастных диапазонов по критерию согласия χ2 Пирсона. Зависимость между проверяемыми категориями принимали при вероятности ошибки первого рода p, меньшей 0,05. Все вычислительные операции выполнены с помощью статистических приложений к электронным таблицам Exсel-2003. 

Результаты. По всем проверяемым опросникам, модифицированным на основе феноменологического подхода, студенты вечернего отделения обнаружили значимое (p < 0,05) отличие в отношении психологической готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей по сравнению со студентами дневного отделения.

Заключение. Уровень психологической готовности, выявляемый по трём независимым тестам, у обучающихся на вечернем отделении оказался выше, чем у обучающихся на дневном отделении, что означает бóльшую готовность обучающихся на вечернем отделении к профессиональной деятельности после окончания обучения.

Об авторах

Е. П. Кораблина

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Автор, ответственный за переписку.
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1171-5904
Россия

Е. Ю. Стоянова

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-2856-3684
Россия

Ринад Султанович Минвалеев

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Email: r.minvaleev@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9122-3394

Кандидат биол. наук, доцент общеуниверситетской кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «СПбГУ», 199034, Санкт-Петербург.

e-mail: r.minvaleev@spbu.ru

Россия

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ; 1968. 340 с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия; 2004. 304 с.
  3. Князева O.B. К проблеме формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. МНКО. 2011; 6(1): 86-90.
  4. Князева О.В. Модель формирования психологической готовности студентов медицинского колледжа к взаимодействию с пожилыми людьми. МНКО. 2012; 6 (37): 300-4.
  5. Salmond S., Ropis P.E. Job stress and general well-being: a comparative study of medical-surgical and home care nurses. MedSurg Nurs. 2005; 5: 301-9.
  6. Pulido-Martos M, Augusto-Landa JM, Lopez-Zafra E. Sources of stress in nursing students: A systematic review of quantitative studies. Int Nurs Rev. 2012, 59: 15-25.
  7. Cowin L.S., Johnson M. From student to graduate: longitudinal changes in the qualities of nurses. J Adv Nurs. 2015; 71(12):2911-22. https://doi.org/10.1111/jan.12763
  8. Brammer J. A phenomenographic study of registered nurses’ understanding of their role in student learning-an Australian perspective. Int J Nurs Stud. 2006; 43(8): 963-73. https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2005.11.004
  9. Labrague L.J. Stress, stressors, and stress responses of student nurses in a government nursing school. Health Sci J. 2014; 7: 424-35.
  10. Reeve K.L., Shumaker C.J., Yearwood E.L, et al. Perceived stress and social support in undergraduate nursing students’ educational experiences. Nurse Educ Today. 2013, 33: 419-24.
  11. Saber D.A., Anglade D., Schirle L.M. A study examining senior nursing students’ expectations of work and the workforce. J Nurs Manag. 2016; 24(2): E183-91. https://doi.org/10.1111/jonm.12322
  12. Bowles C., Candela L. First job experiences of recent RN graduates: improving the work environment. J Nurs Adm. 2005; 35(3):130-7.
  13. Кораблина Е.П. Феноменологические методы в психолого-педагогической практике. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2010; 128: 15-25.
  14. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь; 2005. 208 c.
  15. Кораблина Е.П. Феноменологический анализ как качественный метод исследования. Методические рекомендации. СПб: Изд-во РГПУ; 2007. 23 с.
  16. Sandberg J. Are phenomenographic results reliable? Higher Education Research and Development. 1997; 16: 203-12.
  17. Norman L.D., Donelan K., Buerhaus P.I., Willis G., Williams M., Ulrich B., Dittus R. The older nurse in the workplace: does age matter? Nurs Econ. 2005; 23(6): 282-9.
  18. Utriainen K., Kyngäs H. Ageing hospital nurses’ well-being at work: psychometric testing of the Dignityand Respect in Ageing Nurses’ Work Scale. Scand J Caring Sci. 2011; 25(3): 617-24. https://doi.org/10.1111/j.1471-6712.2011.00873.x
  19. Apostolidis B.M., Polifroni E.C. Nurse work satisfaction and generational differences. Journal of Nursing Administration. 2006; 11: 506-9.
  20. Fitzgerald D.C. Aging, experienced nurses: their value and needs. Contemp Nurse. 2007; 24(2): 237-42.
  21. Utriainen K., Kyngäs H., Nikkilä J. A theoretical model of ageing hospital nurses’ well-being at work. J Nurs Manag. 2011; 19(8):1037-46. https://doi.org/10.1111/j.1365-2834.2011.01263.x
  22. Cowin L.S., Johnson M. Many paths lead to nursing: factors influencing students’ perceptions of nursing. Int Nurs Rev. 2011; 58(4):413-9. https://doi.org/10.1111/j.1466-7657.2011.00905.x
  23. Bönniger С. Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (1. Teil). Pflege, 1995; 8(1): 37-42
  24. Bönniger С. Supervision für Pflegekräfte: Psychohygiene oder mehr? (2. Teil). Pflege, 1995; 8(2): 108-12.
  25. Berggren I., Severinsson E. Nurse supervisors’ actions in relation to their decision-making style and ethical approach to clinical supervision. J Adv Nurs. 2003; 41(6):615-22.
  26. Manninen K., Henriksson E.W., Scheja M., Silén C. Supervisors’ pedagogical role at a clinical education ward - an ethnographic study. BMC Nurs. 2015; 14:55. https://doi.org/10.1186/s12912-015-0106-6
  27. Clark C. S., Pelicci G. An integral nursing education: A stress management and life Balance course. International Journal for Human Caring, 2011; 15: 13-22.
  28. Reeve K. L., Shumaker C. J., Yearwood E. L., Crowell N. A., Riley, J. B. Perceived stress and social support in undergraduate nursing students’ educational experiences. Nurse Education Today, 2013; 33: 419-24.
  29. Delaney C., Barrere C., Robertson S., Zahourek R., Diaz D., Lachapelle L. Pilot Testing of the NURSE Stress Management Intervention. J Holist Nurs. 2016;34(4): 369-89. https://doi.org/10.1177/0898010115622295

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кораблина Е.П., Стоянова Е.Ю., Минвалеев Р.С., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.