Византийский сатирический диалог как этап исторической поэтики постум-нарратива

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению двух византийских текстов о сошествии в Аид («Тимарион» и «Пребывание Мазариса в подземном царстве») как этапа исторической поэтики постум-нарратива, или нарратива мертвеца, т.е. повествования персонажа, который в условной реальности внутреннего мира произведения представлен как персонаж мертвый. Это парадоксальное явление, оказавшееся весьма распространенным в литературе XX–XXI вв., до сих пор практически не рассматривалось в диахроническом аспекте – в ракурсе его генезиса и эволюции. В статье демонстрируется как преемственность двух исследуемых произведений по отношению к «диалогам мертвецов» Лукиана из Самосаты, так и совершаемые их авторами нововведения, сближающие «Тимариона» и «Мазариса» с современными постум-нарративными текстами не только на мотивно-тематическом, но и на композиционном уровне. Специальное внимание уделяется таким элементам, как мотивировка путешествия на тот свет, устройство загробного мира и его соотношение с миром живых, степень проницаемости границы между двумя мирами, фигуры героев-рассказчиков, сочетание античных и христианских представлений. Делается вывод о расхождении двух линий прежде единой традиции при формировании жанра видения, с одной стороны (когда рассказчик посещает загробный мир живым и затем возвращается оттуда), и постум-нарратива (когда рассказчик совершает свое путешествие мертвым, и путешествие это имеет только один вектор), с другой.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

В. Б. Зусева-Озкан

Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: v.zuseva.ozkan@gmail.com

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, заведующая Отделом литератур Европы и Америки Новейшего времени

Россия, Москва

Список литературы

  1. Зусева-Озкан В.Б. Повествование от лица мертвеца в современной прозе // Новый филологический вестник. 2022. № 2 (61). С. 27–38.
  2. Richardson B. Unnatural Voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
  3. Bennett A. Afterlife and Narrative in Contemporary Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan UK, 2012. 228 p.
  4. Carrard Ph. Dead Man / and Woman Talking: Narratives from Beyond the Grave // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. P. 71–82.
  5. Weinmann F. “Je suis mort”: Essai sur la narration autothanatographique. Paris: Seuil, 2018. 300 p.
  6. Alber J. Forbidden Mental Fruit? Dead Narrators and Characters from Medieval to Postmodernist Narratives // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. Р. 42–52.
  7. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
  8. Зусева-Озкан В.Б. К вопросу о некоторых источниках современного постум-нарратива: путешествие в загробный мир и диалог мертвецов у Лукиана Самосатского // Новый филологический вестник. 2024. № 3(70). C. 69–87.
  9. Полякова С.В. Византийский сатирический диалог // Византийский сатирический диалог. Л.: Наука, 1986. С. 129–165. (Литературные памятники).
  10. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  11. The Oxford Dictionary of Byzantium, in 3 vols. / ed. Alexander P. Kazhdan. New York, Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. 1. li, 728 p.
  12. Marciniak P. Reinventing Lucian in Byzantium // Dumbarton Oaks Papers. 2016. Vol. 70. P. 209–224.
  13. Nilsson I. Poets and Teachers in the Underworld: From the Lucianic katabasis to the Timarion // Symbolae Osloenses. 2016. No. 90(1). P. 180–204.
  14. Romano R. Ancora sulla attribuzione del Timarione pseudolucianeo // Vichiana: Rassegna di studi filologici e storici. 1987. No. 16. P. 169–176.
  15. Alexiou M. Literary Subversion and the Aristocracy in Twelfth-Century Byzantium: A Stylistic Analysis of the Timarion (ch. 6–10) // Byzantine and Modern Greek Studies. 1983. No. 8. P. 29–45.
  16. Menelaou I. Byzantine Satire: The Background in the Timarion // Hiperboreea. Journal of History. 2017. Vol. 4, no. 2. P. 53–66.
  17. Garland L. Mazarisʼs Journey to Hades: Further Reflections and Reappraisal // Dumbarton Oaks Papers. 2007. Vol. 61. P. 183–214.
  18. Baldwin B. The “Mazaris”: Reflections and Reappraisal // Illinois Classical Studies. 1993. Vol. 18. P. 345–358.
  19. Beaton R. Cappadocians at Court: Digenes and Timarion // Alexios I Komnenos / eds. M. Mullett and D. Smythe. Belfast: Belfast Byzantine Enterprises, School of Greek, Roman and Semitic Studies, Queenʼs University of Belfast, 1996. P. 329–338.
  20. Соколова Т.М. Пребывание Мазариса в подземном царстве. Предисловие // Византийский временник. М.: Изд. АН СССР, 1958. Т. XIV. С. 318–329.
  21. Михайлов А.В. Поэтика барокко: Завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. ст. / под ред. П.А. Гринцера. М.: Наследие, 1994. C. 326–391.
  22. Шкловский В. Как сделан Дон-Кихот // Шкловский В. О теории прозы. М.: Федерация, 1929. С. 91–124.
  23. Стрельникова И.П. «Метаморфозы» Апулея // Античный роман: сб. ст. / под ред. М.Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1969. С. 332–364.
  24. Grimаl P. L’originalité des “Métamorphoses” d’Apulée // Information littéraire, IX. 1957. No. 4. P. 156–162.
  25. Пребывание Мазариса в подземном царстве / пер. С.П. Кондратьева, предисл. и коммент. Т.М. Соколовой // Византийский временник. М.: Изд. АН СССР, 1958. Т. XIV. С. 329–357.
  26. Тимарион / пер. С.В. Поляковой и И.В. Фаленковской, предисл. Е.Э. Липшиц // Византийский временник. М.: Изд. АН СССР, 1953. Т. VI. С. 365–386.
  27. Nicol D.M. The Last Centuries of Byzantium. 1261–1453. London: Hart-Davis, 1972. xii, 482 p.
  28. Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб.: Алетейя, 2001. (Античная библиотека. Античная литература).
  29. Baldwin B. Beyond the House Call: Doctors in Early Byzantine History and Policies // Dumbarton Oaks Papers. 1984. Vol. 38: Symposium on Byzantine Medicine. P. 15–19.
  30. Kazhdan A. The Image of the Medical Doctor in Byzantine Literature of the Tenth to Twelfth Centuries // Dumbarton Oaks Papers. 1984. Vol. 38: Symposium on Byzantine Medicine. P. 43–51.
  31. Барт Р. Текстовой анализ одной новеллы Эдгара По // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 424–461.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024