Иудейское культовое строительство в Российской империи: проблемы терминологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируется практика иудейского культового строительства в понятиях фрейм-анализа И. Гофмана. Особое внимание уделено проблеме «избегания» использования принятых в законодательстве терминов «синагога» и «молитвенная школа» в переписке с общинами. Статья разделена на три смысловых блока, в первом подробно разбирается механизм получения разрешения временных молелен и постоянных культовых строений. Второй блок посвящен разбору терминов, используемых в законодательстве для евреев черты и вне нее. В третьей части при помощи фрейм-анализа разбирается бюрократический язык как церемониальная процедура, требующая соблюдения правил переписки обеими сторонами. Анализ поднятой в статье проблемы приводит к выводу, что за пределами переписки правило избегания терминов не работало. Исследование терминологии проведено на основе источников по истории евреев Поволжья.

Об авторах

Семен Сергеевич Падалко

Институт славяноведения Российской академии наук; Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: semenpadalko14@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9491-5003

магистр антропологии и этнологии, исполнитель проекта, 

аспирант СПБГУ

Россия, Москва; Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Гофман И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2004. 752 с.
  2. Еврейская энциклопедия / под ред. Л. Каценельсона. Санкт-Петербург: Изд. Брокгауза-Ефрона, 1913. Т. 14. 952 с.
  3. Егоров В.В. Нижегородская еврейская община в контексте политики российского самодержавия по еврейскому вопросу (март 1855 – январь 1917 гг.): дисс … канд. ист. наук / Нижегородский гос. ун-т. им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2019. 241 с.
  4. Кляйнманн И. Новые места – Новые люди. Еврейская жизнь в Санкт-Петербург и Москве в XIX в. М.: Книжники, 2019. 486 с.
  5. Левитац И. Еврейская община в России (1772–1917). М.: Книжники, 2013. 656 с.
  6. Нугманова Г.Г. Архитектурно-строительное законодательство Российской империи и храмы иноверческих и неправославных христианских исповеданий в Казани // Региональное многообразие архитектуры в России. Казань: Плутон, 2007. С. 172–208.
  7. Пудалов Б.М. Евреи в Нижнем Новгороде. XIX – начало ХХ века. Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 164 с.
  8. Сапир М.С. История открытия в г. Ярославле постоянной молельни как пример взаимоотношений еврейской общины с губернскими властями на рубеже XIX–ХХ вв. // Инновационная наука. 2017. С. 64–67.
  9. Coenen-Snyder S. Building a Public Judaism: Synagogues and Jewish Identity in Nineteenth-Century Europe. Cambridge: Harvard University Press, 2013. 350 p.
  10. Krinsky С. H. Synagogues of Europe: Architecture, History, Meaning. Mineola, New York: Dover publications INC,1996. 480 p.
  11. Levin V. The Legal History of Synagogues of Nohynia // Synagogues in Ukraine Nohynia. Jerusalem: The Center for Jewish Art, The Hebrew University of Jerusalem, 2017. P. 21–57.
  12. Levin V., Berezin A. Jewish Prayer in the Heart of Russia: Synagogues along the Noga River // Ars Judaica: The Bar-Ilan Journal of Jewish Art. 2022. No. 8. P. 111–144.
  13. Nathans B. Beyond the Pale: The Jewish Encounter with Late Imperial Russia. Berkeley: University of California press, 2002. 424 p.
  14. Reiner E. Bet ha-Midrash // The YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe. New Haven, Yale University Press, 2008, Vol. 1, 2400 p.
  15. Synagogues in Lithuania: a Catalogue / eds. Aliza Cohen-Mushlin, Sergey Kravtsov, Vladimir Levin. Vilnius: Vilnius Academy of Art Press, 2010. No. 1. 336 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024