Куделя-дрёма: опыт интерпретации обрядности Красной горки у донских верховых казаков
- Авторы: Рыблова М.А.1,2
-
Учреждения:
- Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН
- Волгоградский государственный университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 164-184
- Раздел: Статьи и материалы
- URL: https://stomuniver.ru/0869-5415/article/view/697021
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525040118
- ID: 697021
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье дана общая характеристика обрядности Красной горки у донских верховых казаков и представлена детальная реконструкция обряда Куделя, зафиксированного автором в станице Луковской Нехаевского р-на Волгоградской области в 2008 г. Этот обряд исполнялся здесь на Красную Горку до середины 1980-х годов. На основе своих полевых материалов, свидетельств других фольклористов и ранее опубликованных текстов хороводных песен, связанных с прядением и ткачеством, автором дается интерпретация этого обряда, выявляются основные черты собирательного образа Кудели-Дрёмы и показывается его связь с иномирьем и душами умерших, относящихся к половозрастной группе девушек брачного возраста. При этом речь идет об особой их категории – о тех, кто при жизни скомпрометировал себя “неправильным” поведением: нерадением в женских рукоделиях и добрачными связями. Неизрасходованная до конца жизненная сила (доля) этих умерших, по народным представлениям, должна быть включена в общую силу/долю девушек брачного возраста конкретного селения. Кроме того, обряд Куделя выполнял социализирующую/воспитательную функцию, а также символически закреплял смену временных отрезков и связанных с ними видов коллективной деятельности молодежи.
Об авторах
М. А. Рыблова
Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН; Волгоградский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ryblova@volsu.ru
ORCID iD: 0000-0003-1451-2579
д. и. н., доцент, главный научный сотрудник просп. Чехова 41, Ростов-на-Дону, 344006, Россия; Университетский просп. 100, Волгоград, 400062, Россия
Список литературы
- Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
- Бернштам Т.А. К реконструкции некоторых русских переходных обрядов совершеннолетия // Советская этнография. 1986. № 6. С. 24–35.
- Бернштам Т.А. “Хитро-мудро рукодельице” (вышивание–шитье в символизме девичьего совершеннолетия у восточных славян) // Женщина и вещественный мир культуры у народов Европы и России / Отв. ред. Т.А. Бернштам. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. С. 191–249.
- Битерякова Е.В. Об одном хороводе станицы Луковской в записях начала и конца XX века // Традиционная культура. 2020. № 1. С. 36–51.
- Морозов И.А. Женитьба добра молодца. Происхождение и типология традиционных молодежных развлечений с символикой “свадьбы”/“женитьбы”. М.: Лабиринт, 1998.
- Пальгов С.Ю., Шилкин В.А. Календарные обряды Волжского Понизовья и Подонья (по материалам фольклорных экспедиций). Волгоград: б.и., 2020.
- Рыблова М.А. Донские верховые и низовые казаки: к вопросу о локализации группы // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения, 2001. Вып. 6. С. 57–69.
- Рыблова М.А. Календарные праздники донских казаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
- Рыблова М.А. Персонажи донских казачьих хороводов: поиски связей с иномирьем // Современное состояние фольклорных традиций казачества Юга России и перспективы их изучения / Ред.-сост. Е.А. Дорохова, Д.В. Морозов. М.: Гос. российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова, 2023. С. 68–74.
- Толстая С.М. Кража // Славянская мифология / Науч. ред. В.Я. Петрухин и др. М.: ЭЛЛИС ЛАК, 1995. С. 232–233.
- Филиппова И.А. О некоторых мифопоэтических доминантах весеннего календаря казачьих поселений юга Челябинской области // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1 (23). С. 457–462.
- Харузин М.Н. Сведения о казацких общинах на Дону. Материалы для обычного права. М.: Типография М.П. Щепкина, 1885.
Дополнительные файлы

