Ирландские танцы в современном мире: в пабе, на соревнованиях, на сцене
- Авторы: Глазовская А.А.1
-
Учреждения:
- независимый исследователь
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 57-73
- Раздел: Специальная тема номера: Этнография исполнительских искусств (отв. ред. – С.И. Рыжакова)
- URL: https://stomuniver.ru/0869-5415/article/view/697015
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541525040052
- ID: 697015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Образ Ирландии, сформировавшийся в массовой культуре, тесно связан с ирландскими танцами – одной из “визитных карточек” страны. Однако ставшие популярными после выхода в свет шоу “Риверданс” (Riverdance) в 1994 г., эти танцы давно перестали быть собственно ирландскими. На последних чемпионатах мира по ирландским танцам соревнуются представители более 30 стран (около 6000 танцоров), а шоу “Риверданс” продолжает гастрольную деятельность и является самым прибыльным экспортным продуктом Ирландии. Танец, который мы видим на сцене сегодня и который ассоциируется с Ирландией, сформировался в начале ХХ в. в процессе обретения этой страной независимости. Однако его функции в современном мире с тех пор изменились. Оказавшись на глобальной сцене на волне экономического взлета (“эффект кельтского тигра”, Celtic Tiger), он стал отражением глобальных западных трендов – полной противоположности устоявшимся представлениям об исполнении танца в Ирландии: past, catholic, rural (букв. “старое, католическое, деревенское”), и превратился в коммодифицированный и “бродвеезированный” продукт. В развитии ирландского танца в XXI в. прослеживается тренд, с одной стороны, на сохранение традиций, с другой – на поиск инноваций и достижение коммерческого успеха.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. Глазовская
независимый исследователь
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.glazovskaya@icloud.com
ORCID iD: 0000-0002-9823-5160
Москва, Россия
Список литературы
- Абашин C., Бредникова О. (ред.) 2021. Жить в двух мирах: переосмысляя транснационализм и транслокальность. М.: НЛО.
- Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.
- Нарский И. Как партия народ танцевать учила, как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло. М.: НЛО, 2018.
- Bramwell R., Butterworth J. “I Feel English as Fuck”: Translocality and the Performance of Alternative Identities through Rap // Ethnic and Racial Studies. 2019. Vol. 42. No. 14. P. 2510–2527. https://doi.org/10.1080/01419870.2019.1623411
- Brennan H. Reinventing Tradition: The Boundaries of Irish Dance // History Ireland. 1994. Vol. 2 (2). P. 22–24.
- Brennan H. The Story of Irish Dance. Guilford: Lyons Press, 2022.
- Buck-Pavlick H. Examining the Book: How Perception, Power, and Practice Altered Memory of Irish Ceili Dances // Journal of Music and Dance. 2021. Vol. 11 (1). P. 1–9. https://doi.org/10.5897/jmd2020.0082
- Carr D.E. On the Heels of Riverdance: Choreographic Process in Contemporary Irish Step Dance. PhD diss. Graduate School of the Texas Woman’s University, 2001. https://twu-ir.tdl.org/server/api/core/bitstreams/4ddc21e7-105f-4be5-84fd-dd6d14f00e93/content
- Farrell-Wortman L. The Riverdance Phenomenon and the Development of Irish Identity in the Global Era // Studies in Musical Theatre. 2010. Vol. 4 (3). P. 311–319. https://doi.org/10.1386/smt.4.3.311_1
- Foley C. Perceptions of Irish Step Dance: National, Global, and Local // Dance Research Journal. 2001. Vol. 33 (1). P. 34. https://doi.org/10.2307/1478855
- Foley C. Step Dancing in Ireland: Culture and History. L.: Routledge, 2013.
- Freitag U., Von Oppen A. Introduction: “Translocality”: An Approach to Connection and Transfer in Area Studies // “Translocality”: The Study of Globalising Processes from a Southern Perspective / Eds. U. Freitag, A. Von Oppen Leiden: Brill, 2010. P. 1–21. https://doi.org/10.1163/ej.9789004181168.i-452.8
- Giroux H.A. “Nymphet Fantasies: Child Beauty Pageants and the Politics of Innocence // Social Text. 1998. No. 57. P. 31–53. https://doi.org/10.2307/466880
- Greiner C., Sakdapolrak P. Translocality: Concepts, Applications and Emerging Research Perspectives // Geography Compass. 2013. Vol. 7 (5). P. 373–384. https://doi.org/10.1111/gec3.12048
- Hoerburger F. Once Again: On the Concept of “Folk Dance” // Journal of the International Folk Music Council. 1968. Vol. 20. P. 30–32. https://doi.org/10.2307/836068
- Kytola S. Translocality // The Routledge Handbook of Language and Digital Communication / Eds. A. Georgakopoulou, T. Spilioti. Routledge eBooks. N.Y.: Routledge, 2015. https://doi.org/10.4324/9781315694344
- Laffan M. Irish Nationalists: Politicians and Rebels // M. Laffan. The Resurrection of Ireland: The Sinn Féin Party, 1916–1923. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 3–40. doi: 10.1017/cbo9781139106849.003
- Masero A. The Changes in Irish Dance Since Riverdance // Mahurin Honors College Capstone Experience/Thesis Projects. 2010. Paper 234. https://digitalcommons.wku.edu/stu_hon_theses/234
- Shay A. Parallel Traditions: State Folk Dance Ensembles and Folk Dance in “The Field” // Dance Research Journal. 1999. Vol. 31 (1). P. 29. https://doi.org/10.2307/1478309
- Steffan O. This is How We Dance: The Impact of Riverdance on Irish Step Dancing. Pennsylvania: Drexel University, 2021. https://doi.org/10.17918/73k2-rg85
- Welsch W. Transculturality: The Puzzling form of Cultures Today // Spaces of Culture: City, Nation, World / Eds. M. Featherstone, S. Lash. L.: SAGE, 1999. P. 195–213. https://doi.org/10.4135/9781446218723.n11
- Wulff H. Dancing at the Crossroads: Memory and Mobility in Ireland. N.Y.: Berghahn Books, 2007. https://doi.org/10.3167/9781845453282
- Wulff H. Ballet Culture and the Market: A Transnational Perspective // Dancing Cultures: Globalization, Tourism and Identity in the Anthropology of Dance / Eds. H. Neveu Kringelbach, J. Skinner. N.Y.: Berghahn Books, 2014. P. 46–59. http://su.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2:570398
Дополнительные файлы

