Тазия: священное действо у мусульман Индии и Ирана

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Ежегодные поминовения имама Хусейна и его сподвижников, трагически погибших в Кербеле в 680 г., – важнейшая часть религиозной жизни мусульман-шиитов, в какой бы стране мира они ни проживали. В различных историко-культурных областях сложились комплексы ритуальных действий, нацеленные на коллективное воспроизведение и проживание событий в Кербеле. Слово “тазия” на арабском языке означает “соболезнование”, в иранской культуре – театрализованное действо с элементами вокала, вдохновленное трагической смертью Хусейна, в Южной Азии и на Карибах так называют миниатюрные модели-имитации мавзолеев Кербелы, используемые в ритуальных процессиях, проводимых в месяц мухаррам. Ритуальные действия, связанные с тазией как предметом или объектом, впитали в себя многие локальные традиции. Особенно интересны в этом отношении Северная Индия (в частности г. Лакхнау) и Иран. Сравнивая отличающиеся своеобразием и преемственностью традиции сообществ шиитов в этих регионах, в настоящей статье я рассматриваю трансформацию исполнительских искусств и пытаюсь проследить, как в рамках ритуалов, связанных с тазией, выражается скорбь и как схожие ритуальные формы обретают новые черты, развиваясь на новой культурной почве. 

Ключевые слова

Об авторах

А. В. Киняева

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: avkinyaeva@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-9862-988X
аспирант, стажер-исследователь центра азиатских и тихоокеанских исследований Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия

Список литературы

  1. Большаков Г.О. История Халифата. T. 3: Между двух гражданских войн (656–696). М.: Восточная литература, 1998.
  2. Киняева А.В. Голос скорби: ноха, соз и марсия во время мухаррама в Лакхнау // Антропологии/Antrpologies. 2023. № 2. С. 240–252.
  3. Корбен А. История исламской философии. М.: Академический Проект; Садра, 2013.
  4. Суворова А.А. Ностальгия по Лакхнау. М.: Тадем, 1995.
  5. Суворова А.А. Мусульманские святые Южной Азии XI–XV веков. М.: Изд-во ИВ РАН, 1999.
  6. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М.: Энигма, 1999.
  7. Aghaie K.S. The Origins of the Sunnite-Shiite Divide and the Emergence of the Taʻziyeh Tradition // Eternal Performance: Taʻziyeh and Other Shiite Rituals / Ed. P.J. Chelkowski. Calcutta: Seagull, 2010. P. 42–51.
  8. Beeman W.O., Ghaffari M.B. Acting Styles and Actor Training in Taʻziyeh // Eternal Performance: Taʻziyeh and Other Shiite Rituals / Ed. P.J. Chelkowski. Calcutta: Seagull, 2010. P. 74–93.
  9. Chelkowski P.J. From the Sun-Scorched Desert of Iran to the Beaches of Trinidad: Taʻziyeh’s Journey from Asia to the Caribbean // Eternal Performance: Taʻziyeh and Other Shiite Rituals / Ed. P.J. Chelkowski. Calcutta: Seagull, 2010. P. 399–420.
  10. Hasnain N. The Other Lucknow: An Ethnographic Portrait of a City of Undying Memories and Nostalgia. New Delhi: Vani Prakashan, 2016.
  11. Hyder S.A. Reliving Karbala: Martyrdom in South Asian Memory. Oxford: Oxford University Press, 2006.
  12. Naiyer M. marsiya khvaani ka fan. Karachi: Aaj Ki Kitaben, 2005.
  13. Pettys R.A. The Taʻziyeh of the Martyrdom of Hussein // Eternal Performance: Taʻziyeh and Other Shiite Rituals / Ed. P.J. Chelkowski. Calcutta: Seagull, 2010. P. 19–41.
  14. Schimmel A. Karbala and the Imam Husayn in Persian and Indo-Muslim literature // Al-Serat. 1986. Vol. XII.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025