Проблемы преодоления жизненного стресса у учащихся с позиции концепции смысла жизни В. Э. Чудновского
- Авторы: Карпова Н.Л.1, Попова Т.А.1
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
- Выпуск: Том 45, № 5 (2024)
- Страницы: 77-84
- Раздел: История психологии
- URL: https://stomuniver.ru/0205-9592/article/view/684822
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224050093
- ID: 684822
Цитировать
Аннотация
В статье представлена научная биография Вилена Эммануиловича Чудновского — организатора отечественных исследований по психологии смысла жизни конца ХХ — начала ХХI в. С позиции его концепции рассматриваются проблемы преодоления жизненного стресса у современных подростков и молодежи. Возрастные особенности старших подростков и молодежи определяются как наиболее подверженные кризисным состояниям и стрессу; представлены взгляды на понятия “стресс” и “жизненный стресс”; рассматриваются вопросы и формы коррекции стрессовых состояний у учащихся. Доказывается актуальность обращения к работам В.Э. Чудновского, адресованным старшеклассникам, студентам и педагогам, для решения смысложизненных вопросов в современном мире.
Об авторах
Н. Л. Карпова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: nlkarpova@mail.ru
Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Т. А. Попова
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Email: elenia2@yandex.ru
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Россия, 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4Список литературы
- Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010.
- К 90-летию В.Э. Чудновского. Интервью // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 166–173.
- Краткая медицинская энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.И. Покровского. 3-е изд., испр. и доп. Т. 2. М.: НПО “Медицинская энциклопедия”, 1994.
- Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского: Коллективная монография / Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер, К.В. Карпинского. 2-е изд., стер. М.: Смысл, 2021.
- Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Э. Чудновского. М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008.
- Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой; Фонд Развития Интернет. М., 2011. 176 с.
- Тамарская Н.В., Новикова И.С. Ценностно-смысловая профессиональная Я-концепция студентов педагогического университета: структурно-содержательный аспект // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4. С. 54–61.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: “коэффициент” полезного действия (проблема действенности феномена смысла жизни) // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. М.: ПИ РАО, 2007. С. 14–19.
- Чудновский В.Э. Жизненное пространство личности как психологический феномен // Психология смысла жизни: методологические, теоретические и прикладные проблемы: Сб. науч. ст. / Науч. ред. В.Э. Чудновский, К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 3–33.
- Чудновский В.Э. К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников // Вестник МГОУ. Сер. Психологический науки. 2015. № 1. С. 66–72.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74–80
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения “внешнего” и “внутреннего” в психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 5. С. 3–12.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Педагогика, 1981.
- Чудновский В.Э. О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические аспекты становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: НИИОП, 1980. С. 60–67.
- Чудновский В.Э. О некоторых “болевых точках” становления личности // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 3. С. 5–17.
- Чудновский В.Э. Отдаленная ориентация поведения и деятельности человека как психологическая проблема // Вестник МГОУ. Сер. Психологические науки. № 4. 2009. С. 6–15.
- Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 6. С. 5–11.
- Чудновский В.Э. Проблема структуры смысла жизни как психологического феномена // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III–V симпозиумов / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского. М.: Ось-89, 2001. С. 156–163.
- Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 3–14.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1998.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 5–19.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от внешнего и внутреннего // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15–26.
- Чудновский В.Э. Смысложизненный аспект современного процесса образования // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 50–60.
- Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2006.
- Чудновский В.Э., Звавич Л.И. Анатомия убеждения: Книга для старшеклассников. М.: Интерпракс, 1993.
- Чудновский В.Э., Вайзер Г.А., Карпова Н.Л., Кисельникова Н.В., Пашукова Т.А., Попова Т.А., Суворов А.В. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование. Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования 1912–2012: Материалы конференции (Москва, 24 октября, 2012 г.) / Под общ. ред. В.В. Рубцова. СПб.: Нестор-История, 2012. 920 с.
- Kendler K.S., Karkowski L.M., Prescott C.A. Causal relationship between stressful life events and the onset of major depression // Am J Psychiatry. 1999. № 156 (6). P. 837–841. doi: 10.1176/ajp.156.6.837
- Slavich G.M. Life stress and health: a review of conceptual issues and recent findings // Teach. Psychol. 2016. № 43. P. 346–355. https://doi.org/10.1177/ 0098628316662768
- Slavich G.M. Stressnology: The primitive (and problematic) study of life stress exposure and pressing need for better measurement // Brain Behav Immun. 2019. № 75. P. 3–5. doi: 10.1016/j.bbi.2018.08.011
Дополнительные файлы
