Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространённость, причины и профилактика
- Авторы: Бобрищева-Пушкина Н.Д.1, Кузнецова Л.Ю.1, Попова О.Л.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
- Выпуск: Том 97, № 5 (2018)
- Страницы: 456-460
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 20.10.2020
- URL: https://stomuniver.ru/0016-9900/article/view/640373
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2018-97-5-456-460
- ID: 640373
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведено изучение с помощью анкетирования 833 студентов 2-6 курсов медицинского вуза с целью изучения их субъективной оценки уровня стресса на экзаменах, причинах и мероприятиях, применяемых ими для уменьшения стресса. Высокий уровень стресса на экзаменах отмечают 26,7% студентов, к 3-4 курсу достоверно возрастает число студентов с низким уровнем стресса, студенты, обучающиеся на хорошо и отлично, достоверно реже отмечают у себя высокий уровень экзаменационного стресса. Наиболее частыми проявлениями стресса являются изменения со стороны сердечно-сосудистой (у 62,0% студентов) и вегетативной нервной систем (у 48,6%), достоверно реже встречающиеся у хорошо успевающих студентов. В динамике обучения обнаружено увеличение жалоб на учащённое мочеиспускание, жидкий стул и неприятные ощущения или боли в животе. Основными причинами стресса на экзаменах, по мнению студентов, являются большой объём и уровень сложности экзаменационного материала и недостаточная проработка экзаменационных заданий на занятиях. В динамике обучения наблюдается значительное снижение числа студентов, считающих важным заблаговременное ознакомление с экзаменационными вопросами, обеспечение достаточности времени на самоподготовку и увеличение числа студентов, признающих необходимым сокращение времени ожидания вызова на экзамен. Наиболее популярными способами уменьшения экзаменационного стресса на младших курсах являются использование ритуалов, примет и лекарственных препаратов, на старших курсах возрастает число лиц, использующих приемы аутотренинга. Вообще не борются со стрессом 49,9% студентов. Большая часть студентов младших курсов (63,9%) считают необходимым введение элективной дисциплины «Профилактика и коррекция экзаменационного стресса у студентов».
Об авторах
Наталия Дмитриевна Бобрищева-Пушкина
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: nbobrishevapushkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0766-4312
Канд. мед. наук, доц. каф. экологии человека и гигиены окружающей среды ФГБОУ ВО «Первый МГМУ имени И.М. Сеченова».
e-mail: nbobrishevapushkina@mail.ru
РоссияЛ. Ю. Кузнецова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-8965-8631
Россия
О. Л. Попова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава РФ
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-2799-0254
Россия
Список литературы
- Громбах С.М. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина; 1988.
- Баишева К., Васильева Л.И. Негативное влияние экзаменационного стресса на студентов ВУЗа и физиологические методы его нейтрализации. В кн.: Материалы VI международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 15 февраля - 31 марта 2014. Доступно по: http://www.scienceforum.ru/2014/477/5367
- Стрелец В.Б., Гарах Ж.В., Новотоцкий-Власов В.Ю. Сравнительное исследование гамма-ритма в норме, при экзаменационном стрессе и у больных с первым приступом депрессии. Журнал высшей нервной деятельности. 2006; 2: 219-27.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: Медицина; 1991.
- Шарай В.Б. Функциональное состояние организма студентов в зависимости от форм организации экзаменационного процесса: дисс. … канд. мед. наук. М.; 1979.
- Михеева Л.В., Грачев С.В., Смирнова М.А., Силаев А.А., Миннибаев Т.Ш., Кузнецова Л.Ю. Интенсивные формы обучения и здоровье студентов. Вестник Российской академии медицинских наук. 2001; 12: 42-4.
- Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса. Прикладные информационные аспекты медицины. 1999; 2 (1): 72-4.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб: Питер; 2006.
- Меньшикова И.Н. Психологическая помощь студентам в адаптации к стрессовым воздействиям экзаменационных сессий: дисс. … канд. психол. наук. Ставрополь; 2008. Доступно по: http://forum.myword.ru
- Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Изучение взаимосвязи психофизиологических и личностных особенностей студентов и их отношения к различным формам контроля знаний. В кн. Материалы I конгресса Российского общества школьной и университетской медицины. М.: НЦЗД РАМН; 2008.
- Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю., Попова О.Л., Силаев А.А. Изучение выраженности экзаменационного стресса и факторов его определяющие у старших школьников. Гигиена и санитария. 2015; 94 (3); 67-9.
- Пряничникова Ю.Х. Экзаменационный стресс и его профилактика. Пермь: Меркурий; 2015.
- Сергеев В.Н., Ананьев Н.И. Физические упражнения в экзаменационный период как средство повышения умственной и физической работоспособности студентов. Гигиена и санитария.1982; 6: 25.
Дополнительные файлы
