Особенности эмоционального выгорания сотрудников дошкольных образовательных организаций

Обложка
  • Авторы: Темаев Т.В.1,2, Темаева И.В.2, Трубецковд. А.Д.1, Комлева Н.Е.1,3, Чусляева Д.А.3
  • Учреждения:
    1. Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
    2. ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
    3. ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Выпуск: Том 102, № 6 (2023)
  • Страницы: 573-579
  • Раздел: МЕДИЦИНА ТРУДА
  • Статья опубликована: 31.07.2023
  • URL: https://stomuniver.ru/0016-9900/article/view/638545
  • DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-6-573-579
  • EDN: https://elibrary.ru/ohsuzh
  • ID: 638545

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. С применением количественных и качественных методов исследований изучено эмоциональное выгорание воспитателей и учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных организаций (ДОО). В последние годы наблюдается увеличение значимости психоэмоциональной составляющей профессионального портрета сотрудников дошкольных образовательных организаций. Содержание педагогической профессиональной деятельности включает в себя множество факторов, провоцирующих возникновение профессиональной деформации специалиста.

Материалы и методы. В рамках поперечного исследования у воспитателей и учителей-логопедов, работающих в ДОО, изучены эмоциональное выгорание (по методике К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Водопьяновой) и индекс трудоспособности (WAI), проведено глубинное интервьюирование. Для статистического анализа применяли пакет программ SPSS 23.

Результаты. Воспитатели и учителя-логопеды ДОО, имеющие большой трудовой стаж, вполне реализовались и адаптировались в своей профессии и эмоционально-психологических перегрузок не отмечали. Результаты качественного исследования свидетельствуют о доминировании субъект-объектных (воспитатель – ребёнок) отношений в рамках ДОО, наличии сложного психологического пространства (ДОО посещают дети, имеющие различные психофизиологические, эмоциональные, поведенческие особенности), оседании негативных эмоций внутри личностного пространства воспитателя и учителя-логопеда и, как следствие, об отсутствии возможности их утилизации (личная психотерапия, супервизия, профессиональная интервизия) без негативных последствий.

Ограничения исследования. Исследование имеет профессиональные (воспитатели и учителя-логопеды) ограничения.

Заключение. Проблема эмоционального выгорания достаточно глубока и не осознаётся педагогами и воспитателями. Показано, что ресурсы количественных методов при обследовании воспитателей и учителей-логопедов дошкольного образования для выявления профессионального выгорания и деформации существенно ограниченны и не позволяют достичь объективных результатов, что требует разработки новых подходов к оценке эмоционального выгорания педагогов.

Соблюдение этических стандартов. Исследования проведены с соблюдением требований конфиденциальности персональных данных, этических норм и принципов проведения медицинских исследований с участием человека, изложенных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации (ред. 2013 г.). На участие в проведении исследования было получено письменное согласие респондентов. Исследование выполнено с разрешения локального этического комитета Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» (протокол № 9 от 14.06.2022 г.).

Участие авторов:
Темаев Т.В. — концепция и дизайн исследования, сбор материала и обработка данных, написание текста;
Темаева И.В. — сбор материала и обработка данных, статистическая обработка;
Трубецков А.Д. — написание текста;
Комлева Н.Е. — редактирование;
Чусляева Д.А. — сбор материала и обработка данных.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело финансовой поддержки.

Поступила: 09.03.2023 / Принята к печати: 31.05.2023 / Опубликована: 30.07.2023

Об авторах

Тимур Вадудович Темаев

Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Автор, ответственный за переписку.
Email: timur_temaev@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8689-9330

Доктор социол. наук, профессор каф. социологии социальной работы ФГБОУ ВО «СНИГУ им. Н.Г. Чернышевского», 410012, Саратов; старший науч. сотр. Саратовского МНЦ гигиены ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора, 410022, Саратов.

e-mail: timur_temaev@mail.ru

Россия

Ирина В. Темаева

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-5215-7101
Россия

Алексей Д. Трубецковд.

Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-8890-0921
Россия

Наталья Е. Комлева

Саратовский медицинский научный центр гигиены ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-4099-9368
Россия

Дарья А. Чусляева

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0009-0008-0232-1111
Россия

Список литературы

  1. Петрова С.С. Синдром профессионального выгорания будущих педагогов. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015; (43): 61–9. https://elibrary.ru/tpqinx
  2. Freudenberger H.J. Staff burn-out. J. Soc. Issues. 1974; 30(1): 159–66. https://doi.org/10.1111/j.1540-4560.1974.tb00706.x
  3. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты. М.: Прометей; 2008. https://www.elibrary.ru/tldtsj
  4. Понамарева О.П. Научное обоснование системы профилактики профессионального выгорания у работников образовательных организаций: Автореф. дисс. … канд. мед. наук. Ростов-на-Дону; 2019: 75–81.
  5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. Психологический журнал. 2001; 22(1): 90–101.
  6. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П. Основные предикторы профессионального выгорания у педагогов. Медицина труда и промышленная экология. 2019: 59(9): 605–6. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-605-606 https://elibrary.ru/ubmmkc
  7. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: КД Университет; 2006. https://elibrary.ru/qobaif
  8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-Пресс; 1995. https://www.elibrary.ru/ynbotr
  9. Каменева А.Д., Трубецков А.Д. Клинико-социальные перспективы трудовой деятельности в старших возрастных группах преподавателей школ и воспитателей детских садов. В кн.: Современные проблемы эпидемиологии, микробиологии и гигиены: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Саратов; 2021: 141–2. https://elibrary.ru/khehob
  10. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2014; 21(1): 93–102. https://elibrary.ru/tuijmv
  11. Цветков А.В. Нейропедагогика предметно-развивающей среды. М.: Издание книг ком; 2020.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Темаев Т.В., Темаева И.В., Трубецковд. А.Д., Комлева Н.Е., Чусляева Д.А., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.