Условия труда и состояние здоровья работников школ (обзор литературы)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В последние годы расширяется круг публикаций, касающихся высокой вероятности формирования у учителей синдромов профессионального выгорания и профессиональной деструкции. Эта тенденция практически в равной степени характерна для большинства стран мира: от Великобритании, Германии и Скандинавии в Европе до Китая, Японии в Азии и Нигерии в Африке, а в последнее десятилетие — и для России. Иными словами, рассматриваемая проблема носит глобальный характер и мало зависит от уровня экономического развития страны и её этногеографических характеристик.

Цель работы – изучить научную отечественную и иностранную литературу, касающуюся проблем формирования условий труда и их влияния на здоровье работников образования для разработки эффективных стратегий оптимизации их профессиональной деятельности. Представленный обзор основывается на публикациях отечественных и зарубежных исследователей. Поиск литературы осуществляли с использованием баз данных Pubmed, Scopus, Web of Science, MedLine, РИНЦ. Всего проанализировано 42 публикации за период с 2001 по 2022 г. Был проведён системный анализ научной литературы, посвящённой организации мероприятий, направленных на оценку здоровья учителей и условий их труда. Рассмотрены различные аспекты предоставления медицинской помощи работникам образования.

В результате исследования выявлены расхождения опубликованных данных в области психологии и гигиены. В первой группе работ, посвящённых психологическому аспекту, недостаточно внимания уделяется исследованию условий труда и их влияния на здоровье педагогов, несмотря на широкое распространение в педагогическом сообществе синдрома профессионального выгорания. В то же время во второй группе исследований, посвящённых гигиеническим аспектам, недостаточно отражена роль психосоциальных факторов, влияющих на здоровье учителей.

Заключение. В целом проведённый анализ особенностей условий труда и здоровья работников педагогического профиля позволяет сделать вывод о том, что данная тематика является актуальной и востребованной в научном мире. Доказана необходимость дальнейших исследований и разработок в данной области для улучшения диагностики, лечения и профилактики патологий у работников школьного образования.

Участие авторов:
Степанов Е.Г. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка данных, написание текста;
Кайбышев В.Т. — сбор и обработка данных, написание текста;
Масягутова Л.М. — написание текста, редактирование;
Садртдинова Г.Р. — написание текста, подбор и перевод литературы.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 17.01.2024 / Принята к печати: 09.02.2024 / Опубликована: 15.03.2024

Об авторах

Евгений Георгиевич Степанов

ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека»; ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

Автор, ответственный за переписку.
Email: doctorse@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1917-8998

Канд. мед. наук, доцент, профессор каф. «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, Уфа, Россия

e-mail: doctorse@mail.ru

Россия

Вадим Тимерзянович Кайбышев

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: Kaf.mpz-mk@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2400-9619

Доктор мед. наук, профессор, зав. каф. мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Башкирский государственный медицинский университет, 450008, Уфа, Россия

e-mail: Kaf.mpz-mk@yandex.ru

Россия

Ляйля Марселевна Масягутова

ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека»; ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: kdl.ufa@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-0195-8862

Доктор мед. наук, зав. отд. медицины труда, гл. науч. сотр. ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека»; ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, Уфа, Россия

e-mail: kdl.ufa@rambler.ru

Россия

Гузяль Разитовна Садртдинова

ФБУН «Уфимский научно-исследовательский институт медицины труда и экологии человека»

Email: Guzi24@mail.ru

Врач клинико-лабораторной диагностики, ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», 450106, Уфа, Россия

e-mail: Guzi24@mail.ru

Россия

Список литературы

  1. Гревцова Е.А. Комплексная социально-гигиеническая оценка условий труда и здоровья учителей образовательных школ центрального федерального округа Российской Федерации. Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. 2007; 8(1): 66–9. https://elibrary.ru/nrtgqd
  2. Ишмухаметов И.Б. Социально-гигиенический мониторинг состояния здоровья учителей. Профессия и здоровье. В кн.: Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М.; 2009: 208–10.
  3. Ишмухаметов И.Б. Факторы формирования здоровья учителей в современных условиях. В кн.: Медицина труда: реализация глобального плана действий по здоровью работающих на 2008–2017 гг.: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2008: 122–3.
  4. Таланцева В.К., Алтынова Н.В., Волкова Т.И. Сравнительный анализ показателей профессионального здоровья педагогов различных систем образования. Проблемы современного педагогического образования. 2021; (70–3): 200–3. https://elibrary.ru/goufit
  5. Мамедов А.К. Здоровье педагога: социальные риски и современные вызовы. В кн.: Сборник статей Международной научно-практической конференции «Наука и образование: традиции и инновации». Западный: АнтроВита; 2018: 64–73. https://elibrary.ru/uowgpc
  6. Панков В.А., Катаманова Е.В., Сливницына Н.В., Бейгель Е.А., Павлов А.Д., Винокурова А.С. Условия труда и состояние здоровья педагогов общеобразовательных организаций (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2022; 101(8): 940–6. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-8-940-946 https://elibrary.ru/uycuaa
  7. Гелачев М.Г., Девришов Р.Д., Юлчиев О.Г. Анализ научных методов и результатов оценки здоровья преподавательского состава общеобразовательных учреждений. Медицина труда и экология человека. 2022; (1): 86–98. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2022-10106 https://elibrary.ru/apchrz
  8. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019; (4): 132–6. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2019-25-132-136 https://elibrary.ru/jlauhz
  9. Miller W.R., Rollnick S. Motivational Interviewing: Preparing People for Change. New-York: Guilford Press; 2002.
  10. Cherry N.M., Chen Y., McDonald J.C. Reported incidence and precipitating factors of work-related stress and mental ill-health in the United Kingdom (1996–2001). Occup. Med. (Lond.) 2006; 56(6): 414–21. https://doi.org/10.1093/occmed/kql041
  11. Kyriacou C., Chien P.Y. Teacher stress in Taiwanese primary schools. J. Educ. Enq. 2004; 5(2): 86–104.
  12. Kivimäki M., Head J., Ferrie J.E., Shipley M.J., Brunner E., Vahtera J., et al. Work stress, weight gain and weight loss: evidence for bidirectional effects of job strain on body mass index in the Whitehall II study. Int. J. Obes. (Lond.) 2006; 30(6): 982–7. https://doi.org/10.1038/sj.ijo.0803229
  13. Petersen M.R., Burnett C.A. The suicide mortality of working physicians and dentists. Occup. Med. (Lond.) 2008; 58(1): 25–9. https://doi.org/10.1093/occmed/kqm117
  14. Van Hook M.P. Psychosocial issues within primary health care settings: Challenges and opportunities for social work practice. Soc. Work Health Care. 2003; 38(1): 63–80. https://doi.org/10.1300/j010v38n01_04
  15. British Society for Rehabilitation Medicine. Vocational Rehabilitation: The Way Forward. London; 2001.
  16. Wada K., Katoh N., Aratake Y., Furukawa Y., Hayashi T., Satoh E., et al. Effects of overtime work on blood pressure and body mass index in Japanese male workers. Occup. Med. (Lond.) 2006; 56(8): 578–80. https://doi.org/10.1093/occmed/kql106
  17. Moreno-Abril O., Luna-del-Castillo Jde D., Fernández-Molina C., Jurado D., Gurpegui M., Lardelli-Claret P., et al. Factors associated with psychiatric morbidity in Spanish schoolteachers Occup. Med. (Lond.) 2007; 57(3): 194–202. https://doi.org/10.1093/occmed/kqm013
  18. Lucarelli C., Boschetto B. Psychological health risks for workers in Italy. Esp. Popul. Soc. 2011; (1): 97–110. https://doi.org/10.4000/eps.4361
  19. Shimazu A., Schaufeli W.B. Is workaholism good or bad for employee well-being? The distinctiveness of workaholism and work engagement among Japanese employees. Ind. Health. 2009; 47(5): 495–502. https://doi.org/10.2486/indhealth.47.495
  20. Yavas U., Babakus E. Job demands, resources, burnout, and coping mechanisms relationships. Serv. Market Q. 2011; 32(3): 199–209. https://doi.org/10.1080/15332969.2011.581941
  21. Степанова А.Э., Потеряева Е.Л., Семенова В.Н. Особенности влияния профессии на здоровье педагогов. Медицина труда и экология человека. 2022; (1): 68–85. https://doi.org/10.24412/2411-3794-2022-10105 https://elibrary.ru/oaikvx
  22. Анисимов А.И. Социальное здоровье учителей общеобразовательных школ. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009; 12(2): 142–7. https://elibrary.ru/ladmyt
  23. Анисимов А.И. Социально-психологические критерии оценки социального здоровья учителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб.; 2011. https://elibrary.ru/qffqex
  24. Башук Е.Н., Щербакова О.М. Связь мотивации и эмоционального выгорания с отношением учителей к непосредственному руководителю. В кн.: Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань; 2007: 188–92.
  25. Брендакова Л.В. Психопрофилактика профессионального здоровья учителя. Психология обучения. 2012; (4): 92–9.
  26. Васильева Е.Ю. Влияние социально-психологических факторов на качество деятельности преподавателей вуза. Экология человека. 2006; (1): 42–8. https://elibrary.ru/hrtcpt
  27. Волобаев А.В. К вопросу о функциональном диагнозе синдрома эмоционального выгорания. Психотерапия. 2008; 71(11): 25–9.
  28. Каримова А.Р. Особенности профессиональной деформации личности учителей зрелого и пожилого возраста. Психология зрелости и старения. 2008; (1): 74–91.
  29. Петровская В.Г. Синдром «эмоционального выгорания» в профессии педагога. Психологическое здоровье как условие самореализации личности. В кн.: Материалы научно-практической конференции «Психологическое здоровье как условие самореализации личности». Омск; 2008: 239–46. https://elibrary.ru/uwftcv
  30. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стресс-устойчивости учителей. Психология здоровья и личностного роста. 2010; (3): 28–40.
  31. Хусаинова И.Ю. Психологические проблемы, связанные с медицинской профессией. В кн.: Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М.: Графикон; 2008: 224–6.
  32. Рыжов А.Я. Профилактические аспекты оптимизации труда преподавателей ВУЗа. В кн.: медицина труда: реализация глобального плана действий по здоровью, работающих на 2008–2017 гг.: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2008: 278–80.
  33. Смагулов Н.К., Изотова Д.Р. Влияние и интенсивных образовательных технологий на функциональное напряжение организма учителей школы нового типа. В кн.: медицина труда: реализация глобального плана действий по здоровью, работающих на 2008–2017 гг.: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. М.; 2008: 299–300.
  34. Карамнова Н.С., Калинина А.М., Олейникова Н.В., Еганян Р.А., Выгодин В.А., Киселева Н.В. Изучение факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний в коллективе педагогов общеобразовательных школ. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2011; 10(5): 8–13. https://elibrary.ru/nxnlqx
  35. Сорокина М.А. Особенности функционального состояния нервной системы у преподавателей высшей школы. Фундаментальные исследования. 2008; (11): 28–32. https://elibrary.ru/jvmcaz
  36. Маслова Е.С., Болдырева Н.С., Данилов С.Г. Дополнительная диспансеризация и охрана здоровья сотрудников университета. В кн.: Материалы VI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М.; 2007: 155–7.
  37. Воронова Б.З., Сазанюк З.И. Гигиенические требования к работе школ полного дня. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2009; (8): 34–8. https://elibrary.ru/museqt
  38. Кожевников С.Н., Денисов А.В., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Условия труда и здоровье медицинских работников – социально-гигиенические аспекты. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2013; (5): 19–20. https://elibrary.ru/qakanp

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Степанов Е.Г., Кайбышев В.Т., Масягутова Л.М., Садртдинова Г.Р., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.