Динамика первичной заболеваемости (2005–2022 гг.) и медико-социальные проблемы подростков 15–17 лет

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. Анализ первичной заболеваемости подростков (15–17 лет включительно) показал её значительный рост в течение первых двух десятилетий XXI века. Увеличиваются распространённость пограничных психических расстройств и частота случаев отклоняющегося поведения подростков, нездорового образа жизни, конфликтных и трудных жизненных ситуаций. Подростки и молодёжь нуждаются во всесторонней медицинской помощи, организованной с учётом возрастных психологических и социальных особенностей.

Цель исследования – анализ динамики показателей состояния здоровья старших подростков, социальных проблем, влияющих на формирование их здоровья и получение образования, и научное обоснование основных направлений и принципов организации медико-социальной помощи подросткам и молодёжи.

Материалы и методы. По данным официальной статистики проведён сравнительный анализ первичной заболеваемости детей 0–14 лет и подростков 15–17 лет за период 2005–2022 гг. по основным классам соматической патологии и психическим расстройствам. По данным научной литературы систематизированы основные сведения о динамике показателей соматического и психического здоровья старшеклассников и студентов, получающих рабочие профессии, а также о медико-социальных проблемах подростков и молодёжи 15–25 лет.

Результаты. Анализ первичной заболеваемости подростков показал её рост и выявил классы болезней, по которым показатели у подростков выше, чем у детей. Это позволяет определить основные направления лечебно-профилактической работы. К основным медико-социальным проблемам подростков можно отнести: риски для здоровья, обусловленные учебными факторами; нездоровый образ жизни; деструктивные формы поведения; раннюю сексуальную активность; раннюю трудовую занятость; профессиональный выбор, не соответствующий особенностям здоровья.

Ограничения. Рассмотренные медико-социальные проблемы характерны для старших подростков (15–17 лет включительно).

Заключение. В связи с высокой заболеваемостью и неблагоприятным течением патологий, психологическими особенностями и значительной распространённостью медико-социальных проблем в подростковом и юношеском возрасте целесообразно создание медико-социальных центров для подростков и молодёжи на базе медицинских учреждений страны.

Соблюдение этических стандартов. Для проведения данного исследования не требовалось заключения комитета по биомедицинской этике, поскольку экспертно-аналитическое исследование выполнено на данных официальной статистики и научной литературы, опубликованных в открытой печати.

Участие авторов:
Кучма В.Р., Яцына И.В. – концепция и дизайн исследования, редактирование статьи;
Рапопорт И.К. – сбор материала и написание текста статьи;
Чубаровский В.В. – сбор материала и редактирование статьи;
Соколова С.Б. – сбор материала, статистическая обработка результатов и редактирование статьи.
Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 11.04.2024 / Принята к печати: 19.06.2024 / Опубликована: 31.07.2024

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-1410-5546

Доктор мед. наук, профессор, член-корр. РАН, науч. руководитель Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия; зав. каф. гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Сеченовский Университет» Минздрава России, 119048, Москва, Россия

Россия

Ирина Калмановна Рапопорт

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Email: rapoport.ik@fncg.ru
ORCID iD: 0000-0002-9989-4491

Доктор мед. наук, профессор, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

Россия

Владимир Владимирович Чубаровский

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГАОУ ВО Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)

Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-4108-6969

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, профессор каф. гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Сеченовский Университет» Минздрава России, 119048, Москва, Россия

Россия

Светлана Борисовна Соколова

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-5895-4577

Доктор мед. наук, гл. науч. сотр. отд. гигиены детей, подростков и молодёжи Института комплексных проблем гигиены ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

Россия

Ирина Васильевна Яцына

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Email: fake@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-8650-8803

Доктор мед. наук, профессор, Заслуженный врач РФ, директор Института общей и профессиональной патологии им. А.И. Потапова ФБУН «ФНЦГ им Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора, 141014, Мытищи, Россия

Россия

Список литературы

  1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Куинджи Н.Н., Намазова-Баранова Л.С. и др. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. М.: ПедиатрЪ; 2014. https://elibrary.ru/vvqngh
  2. Рапопорт И.К., Звездина И.В., Березина Н.О., Цамерян А.П., Соколова С.Б. Динамика состояния здоровья школьников в процессе обучения с 1-го по 11-й класс. В кн.: Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование): монография. М.: Научная книга; 2021: 109–78.
  3. Куликов А.М. Вступительное слово. В кн.: Современные проблемы подростковой медицины и репродуктивного здоровья молодежи. СПб.: Поддержка медицины; 2021: 3–5. https://elibrary.ru/zmaqyp
  4. Симаходский А.С., Ипполитова М.Ф. Репродуктивное здоровье подростков: проблемы сохранения. Российский педиатрический журнал. 2016; 19(6): 373–80. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2016-19(6)-373-380 https://elibrary.ru/xwvnjl
  5. Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Скоблина Н.А. и др. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков). М.; 2014. https://elibrary.ru/zvcrgn
  6. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(3): 161–7. https://doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-3-161-167 https://elibrary.ru/uvqark
  7. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С. Клинико-эпидемиологическая характеристика пограничных психических расстройств у подростков школ и колледжей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (3): 11–8. https://elibrary.ru/bvgkpy
  8. Кучма В.Р., Соколова С.Б. Поведенческие риски, опасные для здоровья школьников XXI века. М.; 2017. https://elibrary.ru/yxlzyk
  9. Стародубов В.И., ред. Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Сборник научных статей. М.: Научная книга; 2019. https://elibrary.ru/kvcquu
  10. Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат; 2019: 64–79.
  11. Здравоохранение в России. Статистический сборник. М.: Росстат; 2023: 75–80.
  12. Чубаровский В.В., Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б. Формирование психического здоровья школьников в историческом интервале 2003–2018 гг. В кн.: Кучма В.Р., Рапопорт И.К., ред. Физическое развитие и состояние здоровья детей и подростков в школьном онтогенезе (лонгитудинальное исследование). М.: Научная книга; 2021: 93–108.
  13. Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Бирюкова Н.В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023; (2): 33–49.
  14. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий. Анализ риска здоровью. 2019; (3): 135–43. https://doi.org/10.21668/health.risk/2019.3.16 https://elibrary.ru/tltbjm
  15. Тикашкина О.В., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Медико-социальный портрет современного старшеклассника. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; (3): 23–37. https://elibrary.ru/temmhe
  16. Langille D.B., Asbridge M., Cragg A., Rasic D. Associations of school connectedness with adolescent suicidality: gender differences and the role of risk of depression. Can. J. Psychiatry. 2015; 60(6): 258–67. https://doi.org/10.1177/070674371506000604
  17. Sieving R.E., Allen M.L., Galvan A., Rodriguez-Hager R., Beckman K., Castillo M., et al. Encuentro: feasibility, acceptability, and outcomes of a culturally tailored teen-parent health promotion program. Health Promot. Pract. 2017; 18(5): 751–62. https://doi.org/10.1177/1524839916654462
  18. Рапопорт И.К., Ганузин В.М., Бирюкова Н.В. Врачебное профессиональное консультирование: история и современность. Здравоохранения Российской Федерации. 2021; 65(4): 334–41. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2021-65-4-334-341 https://elibrary.ru/xvxkof
  19. Киёк О.В., Лещева Г.А. Условия производственного обучения и состояние здоровья учащихся профессионального лицея Краснодарского края. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2014; (6): 17–9. https://elibrary.ru/shvbxj
  20. Киёк О.В. Покровский В.М. Адаптивные возможности подростков, обучающихся рабочим профессиям. Медицина труда и промышленная экология. 2018; 58(10): 59–61. https://doi.org/10.31089/1026-9428-2018-10-59-64 https://elibrary.ru/yjgtkp
  21. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022; 101(10): 1206–13. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213 https://elibrary.ru/odyvft
  22. Садыков Р.М., Большакова Н.Л. Употребление психоактивных веществ в молодежной среде как социальная проблема. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. Социологические науки. 2021; (11–2): 27–31. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-11-2-27-32 https://elibrary.ru/avagzo
  23. Аминова О.С. Факторы риска здоровью, связанные с образом жизни молодежи (Обзор литературы). Российский вестник гигиены. 2023; (2): 15–21. https://doi.org/10.24075/rbh.2023.069
  24. Sims J., Aboelata M.J. A System of Prevention: Applying a Systems Approach to Public Health. Health Promot. Pract. 2019; 20(4): 476–82. https://doi.org/10.1177/1524839919849025
  25. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков, риски здоровью и технологии снижения. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (1): 32–40. https://elibrary.ru/jtipeh
  26. Иванов В.Ю. О факторах протекции здоровью подростков, работающих в свободное от учебы время. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; (3): 45–46. https://elibrary.ru/onqybd
  27. Ким А.В. Школьная медицина – отдельная специальность или падчерица педиатрии? Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; (4): 31–3. https://elibrary.ru/bkguql
  28. Орел В.И., Ким А.В., Мельшакова А.В., Гурьева Н.А., Шарафутдинова Л.Л. Актуальные проблемы школьной медицины. Медицина и организация здравоохранения. 2021; 7(1): 15–27.
  29. Куликов А.М. Клиники, дружественные к молодежи, – новая форма медико-социальной помощи подросткам. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014; (2): 14–7. https://elibrary.ru/sjswjd

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В., Соколова С.Б., Яцына И.В., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.